Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, каковы масштабы проекта и из каких источников он финансируется?
Дмитрий Курдюмов: Проект мы начали 1 февраля 2019 года. На первом этапе в него включены пациенты с болезнями системы кровообращения в 13 муниципальных образованиях региона. Сегодня в проект входят Белохолуницкий, Вятскополянский, Кикнурский, Котельничский, Омутнинский, Оричевский, Санчурский, Слободской, Советский и Яранский районы, а также города Вятские Поляны, Котельнич и Слободской. Всего на "пилотных" территориях проживают 59 тысяч пациентов с болезнями системы кровообращения. За первый месяц реализации проекта в нем приняли участие 2700 пациентов.
Из них 828 федеральных льготников и 578 - региональных. На финансирование проекта в 2019 году из областного бюджета предусмотрено 15 миллионов рублей.
Какие цели поставлены перед проектом?
Дмитрий Курдюмов: Мы полагаем, что он может улучшить лекарственное обеспечение этих групп больных и повлиять на состояние их здоровья и увеличение продолжительности жизни. Суть проекта в том, что пациент на основании выписанного в медицинской информационной системе рецепта сам выбирает лекарство в государственной аптеке по любому торговому наименованию. Но в соответствии с утвержденным перечнем лекарств, сформированным в рамках Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по международным непатентованным наименованиям. Пациент платит за лекарство 50 процентов от предельной цены препарата в соответствии с государственным реестром предельных отпускных цен. Остальное возмещается аптекам за счет областного бюджета. Проект является частью комплекса мер по снижению смертности от болезней системы кровообращения. Для этого также усовершенствована маршрутизация пациентов, развивается санавиация, внедряются телемедицинские технологии. Новое оборудование приобретено для медучреждений Кирова и районов. Организована работа центра кардиологии и неврологии, обеспечивающего полный цикл обследования, лечения и реабилитации пациентов, в том числе дальнейшее наблюдение и сопровождение. Все, кто перенес серьезные заболевания, занесены в кардиологический реестр информационной системы.
Какая подготовка потребовалась?
Дмитрий Курдюмов: Пилот подготовлен в рамках реализации Нацпроекта "Здравоохранение". Он стал возможен благодаря развитию информационных технологий в системе здравоохранения области и государственной аптечной сети. Сегодня вся медицинская документация в нашей области, включая направления на госпитализацию, лабораторные и инструментальные исследования, консультации, ведется в единой информационной системе (МИС) в электронном виде и из нее распечатывается. В систему вносятся и результаты исследований. Этой базой могут пользоваться врачи всех медицинских организаций региона. Сегодня в ней содержится уже около девяти миллионов документов более чем о миллионе пациентов. Рецепты на льготные препараты также выписываются из МИС. Со своего рабочего места лечащий врач в режиме онлайн может видеть, какие льготные лекарства есть в наличии в государственной аптечной сети.
Несколько лет назад в области уже проводили аналогичный проект. Учитывались ли его результаты того проекта при подготовке нового?
Дмитрий Курдюмов: Новый проект по лекарственному возмещению трансформировался из пилота по лекарственному страхованию, который реализовывался в тех же 13 муниципальных образованиях с общей численностью населения 324,9 тысячи человек (это 24 процента от общей численности населения области). По итогам того проекта в районах, которые в нем участвовали, общая смертность по сравнению с 2013 годом снизилась на 3,3 процента, а смертность в трудоспособных возрастах - на 12,2 процента. В новом проекте есть и отличия - прежде пациенты-участники не могли сами выбирать препарат по торговому наименованию.
По каким критериям вы будете оценивать успешность проекта?
Дмитрий Курдюмов: Основным критерием его успеха, конечно, будет снижение смертности, прежде всего от болезней системы кровообращения. В будущем планируем расширить проект и на другие районы области. Уже принято решение о включении в него Лузского и Шабалинского районов.