Вы только что выпустили в "Табакерке" спектакль "Русская война Пекторалиса" по книге Николая Лескова о русском и немецком характере. Почему вы решили именно эту книгу перенести на сцену?
Сергей Пускепалис: Я на нее наткнулся совершенно случайно. Мне понравились параллели с сегодняшним днем. Сегодня на разных ток-шоу тоже много рассуждают о преимуществах разных цивилизаций - западной или нашей. Доходит до глупости. Захотелось высказаться на этот счет, опираясь на Николая Семеновича.
У Лескова немец, который приезжает в Россию в надежде разбогатеть, терпит крах, потому что русское добродушие и беспечность оказываются сильнее его железной воли. А вам ближе рациональность или всепобеждающее "авось"? На чьей вы стороне?
Сергей Пускепалис: Я на стороне рассказчика, Федора Вотчина, который стоит за здравый смысл. Потому читать про судьбу немца, который умер на нашей земле, даже как-то грустно. Не хочется ни смерти немца, ни издевательств над русскими.
Вы легко согласились на предложение занять пост заместителя художественного руководителя МХАТа им. Горького?
Сергей Пускепалис: Это не пост, это часть большой общей работы, которую мы ведем с Эдуардом Бояковым и Захаром Прилепиным. Сначала был Русский художественный союз, теперь вот театр и фестиваль "Русское поле", мы его делаем вместе с Захаром.
Как делите между собой в театре полномочия?
Сергей Пускепалис: Я делаю спектакли, Захар привлекает писателей к этой затее, а Эдуард Бояков отвечает за все.
Складывается впечатление, что у вас нет четкой программы развития театра, она будет складываться на ходу. Или я ошибаюсь?
Сергей Пускепалис: Она давно есть. Это искреннее желание нести со сцены добро, свет, те традиционные ценности, которые накопила наша цивилизация, и делать это неформально, живым языком. Мне кажется, это очень хорошая, большая, емкая дорога.
Так ведь все театры хотят нести людям доброе и светлое.
Сергей Пускепалис: Дай бог, я очень за них рад, если это действительно так.
Планируете приглашать на постановки и других режиссеров?
Сергей Пускепалис: Обязательно. Андрей Сергеевич Кончаловский уже выпустил премьеру - "Супружескую жизнь" по Бергману с Юлией Высоцкой и Александром Домогаровым. Сейчас Руслан Маликов делает у нас спектакль "Последний герой", дальше я выпускаю "Последний срок" по Валентину Распутину. Я еще лет десять назад хотел поставить эту вещь, но по определенным обстоятельствам не удалось. Спектакль у меня уже придуман, и я рад, что теперь могу поставить его на одной из главных сцен страны. Захар Прилепин сейчас дописывает "Есенина", и мы надеемся, что и этот сюжет найдет отражение на сцене нашего театра.
Вы приезжали к Захару Прилепину в Донбасс. Не приходилось брать в руки оружие?
Сергей Пускепалис: Нет. Если бы пришлось, взял бы, конечно. Если бы моей жизни угрожала опасность. А что делать, если посреди белого дня пуляют в людей. Если посреди огорода решит неразорвавшаяся мина, бабушка ходит вокруг нее, поливает. Я вам фотографию покажу. Если кто-то не верит, пусть съездит туда, граница открыта. Пусть съездит и посмотрит, как выглядит Луганск, который обстреливали с самолетов. Донецк весь в воронках. Я же ничего не придумываю, мне незачем. Я повез туда фильм, встретился с тогда еще живым главой непризнанной республики Захарченко, увиделся в Луганском университете со студентами, которые учатся, хотят жить, работать, строить… А по ним стреляют среди бела дня.
Расскажите про кинофестиваль "Герой и время", который вы организовали в Железноводске. Как вы назвали главный приз?
Сергей Пускепалис: "Герой". Будем давать "Героя". Президентом избрали меня, генеральный директор - Бояков. Вадим Горяинов и Захар Прилепин отвечают за разные направления. Вот вчетвером мы 25 мая его и открываем.
Губернатор, Владимир Владимиров, очень поддержал эту затею, и мэр города, Евгений Моисеев, тоже нас поддерживает. Весь цвет русской культуры был на Кавказе - почему бы не сделать место, где помимо лечения физического люди еще и духовно могли бы выздоравливать.
Какая идея, по-вашему, должна объединять людей в России?
Сергей Пускепалис: Суверенитет. Самая главная идея наша. Это достоинство человеческое, которое все время пытаются попирать - то какие-то местные чиновники, то внешние враги. Да и мы сами к себе иногда относимся без должного уважения.
Вы имеете в виду суверенитет страны или каждого отдельного человека?
Сергей Пускепалис: Всех. Я говорю о достоинстве, о независимости в хорошем смысле слова. Не об эгоизме и индивидуализме. Речь не о том, чтобы отгородиться, отселиться и ни от кого не зависеть. Суверенитет - это возможность сотрудничать, сосуществовать, уважая друг друга.
Вы очень много снимаетесь, один сериал идет за другим. Как в роли заместителя художественного руководителя будете все успевать?
Сергей Пускепалис: От кино мне придется частично отказаться, но есть проекты, которые я уже не могу отменить. Будет сниматься продолжение сериала "А у нас во дворе" с Равшаной Курковой. И "Шифр" Константин Эрнст собирается продлить в новом сезоне. Сейчас вот "Сердце Пармы" по роману Алексея Иванова будет снимать Антон Мегердичев.
Какую фразу вашего учителя, Петра Наумовича Фоменко, вы вспоминаете чаще всего?
Сергей Пускепалис: Самое главное - восторг жизни. Петр Наумович говорил: "Ты живешь - радуйся! И радуй других".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"