Дорога к игровой комнате в ТЦ в Ростокине ведет через все этажи. Сделано это, похоже, не случайно. Чего по дороге только нет! Мороженое, шарики и прочие товары, привлекающие детей и подчищающие родительские карточки. По субботам эти игровые комнаты забиты не хуже фудкортов. Толпы - уже на входе, рядом с гардеробом. Тем не менее билеты все равно продают. Цена 900 рублей, прилично, но зато ребенок может играть хоть до закрытия. Но сначала требуется подписать небольшой договор, смысл которого, что родитель принимает на себя почти все возможные риски. Обязательно нужно указать свои паспортные данные, правда, сам документ не проверяют. Раздевшись и наспех вымыв руки, малышка (для чистоты эксперимента я пришел с дочкой) убегает куда-то вглубь игрового комплекса исследовать карусели, горки, батуты... Вот дочка заинтересовалась тарзанкой. "А тебе родители разрешают на тарзанке кататься? - интересуется сотрудник. - Лет-то тебе сколько?". Девочка показывает два пальца. Честная. Если бы по ошибке показала три, поверили бы на слово, так и прокатилась бы.
Администраторы, отдам должное, есть на всех аттракционах. Правда, их явно недостаточно, чтобы наблюдать за порядком на каждом пятачке. Вот освобождается футбольная площадка. Туда стремглав бросается пацанов семь. Бегут с разных концов игровой, друг друга не видят. В итоге - "бум", как говорит дочка. Хорошо, что никаких серьезных травм футболисты не получили. Так что футбол состоялся и вечер прошел без синяков и проблем.
Под конец пробую проверить: следят ли администраторы за тем, кто приводит детей, а кто уводит? Но за ограждение пускают только тех, кто купил билет. "Просто посмотреть", объяснили администраторы, взрослый без ребенка зайдет лишь в сопровождении сотрудника. И вот наигравшаяся дочка радостно выбегает к ресепшен: "Папа, а вот и мама!". Сотрудницы за выходом присматривают, просто так увести чужого ребенка вряд ли кому удастся.
Игровой комплекс действительно помог малышке развлечься, но у дотошного родителя все равно остаются вопросы. Например, почему в правилах работы этой комнаты (они есть в открытом доступе) есть строгие нормы по весу и возрасту для каждого аттракциона, а по факту это никто не контролирует? Или кто будет отвечать, если дети получат травмы? Ведь в правилах записано: "Администрация ответственности не несет". Эти вопросы я хотел адресовать Российскому совету торговых центров, но получить оперативно ответов так и не смог.
С правовой точки зрения, говорит юрист Андрей Лисов, пока есть только один документ, худо-бедно регулирующий работу игровых комнат. Это рекомендации правительства Москвы. В них, в частности, прописано, что на одного аниматора в комнате должно приходиться не более пяти детей. Фактически (и это понимает каждый, кто хоть раз бывал в игровой ТЦ) "подопечных" гораздо больше. "Если вдруг произойдет драка и вашего ребенка травмирует другой пацан, за компенсацией нужно обращаться к родителям обидчика. Персонал, к сожалению, не несет ответственности за это", - подтвердил Лисин.
"Вопрос работы детских комнат стал особенно актуален после пожара в ТЦ "Зимняя вишня", - отметила РГ" уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева. - Детские комнаты должны находиться на первых этажах - это гарантия безопасности при пожаре. Обычно же такие комплексы располагаются в основном на 3-4 уровнях".
Особые требования должны быть и к аниматорам, считает председатель Мосгордумы Алексей Шапошников: "Их деятельность похожа на работу воспитателей. Однако к педработникам есть строгие требования. В эту сферу не примут, например, ранее судимых за тяжкие преступления. Нужно чтобы это правило действовало и для аниматоров". Эти требования прописаны в проекте федерального закона, который Мосгордума внесла в федеральный парламент. Таким образом, московский стандарт ТЦ может распространиться на всю страну.