Первый центр под вывеской "Глобал Мед" открылся на Урале в 2016-м. Его сотрудники принялись обзванивать людей, зазывая на бесплатную диагностику варикоза. Приглашение поступило и заслуженной артистке РСФСР Надежде Ивановой (здесь и далее имена потерпевших и свидетелей изменены, а сотрудников сети и экспертов сохранены. - Ред.).
- Как они донимали меня звонками! - рассказала актриса. - Пришла. "Девочки, это же Иванова!" "Мы, Надежда Игоревна, выросли на ваших спектаклях!" Провели компьютерную диагностику: руки и ноги поставили на какие-то пластины. "Варикоз!" Я испугалась. Предложили пройти курс процедур и купить "уникальный комплект" "Здоров" из матраса, подушки и сапожка: "Не только варикоз вылечат, но и нормализуют давление! Можно в кредит".
Актрису обрабатывали пять менеджеров в медицинских халатах. "У меня даже голова заболела". Если проценты по кредиту маленькие, решила Надежда, то ладно. Но только хотела вчитаться в договор, как к ней подсела менеджер Ева Елизарова. "Я про проценты у парня хочу узнать, а Евочка то о чем-то спросит, то по колену погладит". Договор Надежда подписала, так и не узнав условий. А вскоре выяснилось: нет у нее варикоза! Наняла юристов, чтобы вернуть деньги.
Те готовились к спору по существу, получили заключение: матрас - не медицинское изделие. Думали, супердовод, а юрист "Глобал Мед" Елена Миткалева обвела вокруг пальца: а кто говорит, что он медицинский?! Это постельная принадлежность! Да, за 90 тысяч! Клиентку об этом проинформировали, вот и ее подпись... Суд был проигран в двух инстанциях.
Анна Осинцева доверилась центру потому, что ее попросили взять с собой паспорт и полис: выходит, по госпрограмме диспансеризации. Ее встретил "ведущий специалист" Марат Арипов, молодой человек в белом халате. Расспросил о жалобах на здоровье и передал врачу Гранту Амбаряну, представив его опытнейшим хирургом из Москвы. "Варикоз второй степени". Если немедленно не заняться, перейдет в третью - и кивок в сторону плаката с изображением ног со вздувшимися венами. Марат предложил спасение - комплекс процедур стоимостью 170 тысяч рублей.
Смутила и цена услуг, и то, что их нельзя оплачивать по мере предоставления. Попыталась было позвонить мужу. Марат возразил: "Неужели он не захочет, чтобы вы были красивы и здоровы?!" Вышел, вернулся с новостью: по квоте снизили стоимость курса до 101 тысячи! Скидка действует один день.
- Анкету на кредит они сами заполнили, от меня требовалось только расписаться на всех листах, - рассказала Анна. - И сразу повели на процедуры. Усадили, поставили ноги в тазик с водой и каким-то аппаратом. По воде пошли жирные пятна. "Токсины выходят - поджелудка страдает!" На второй такой процедуре я не стала ставить ноги в тазик - и те же пятна! Позже выяснилось, что прибор этот - Ion Detox Spa - не является медицинским. А подержать в нем ноги - 7900 за прием.
Анна поняла: влипла! Посчитала, что ничего уже не исправить, сама ведь подписалась, и решила все-таки попринимать процедуры, хоть как-то воспользоваться деньгами. Это была ее ошибка.
- В абонемент входило несколько видов массажа. Я предупредила массажиста Андрея Шакирова, что у меня болезнь Бехтерева, мне нельзя делать резких движений, шею трогать, - рассказала Анна. - Но он меня будто не услышал и принялся за мануальный массаж - агрессивное воздействие на суставы, резкие повороты головы. Я закричала от боли. В тот же вечер мне стало плохо. Состояние с каждым днем ухудшалось, попала в больницу: синдром позвоночной артерии, подвывих шейного позвонка, отек мозга.
Анна уверена: все это - последствия мануального массажа. Выйдя из больницы, вернулась в "Глобал Мед", но к ее беде отнеслись безразлично. Анна до сих пор живет на обезболивающих и гормонах. И выплачивает кредит.
Сельскую жительницу, мать троих детей Диляру Шалимову подкупили уровнем диагностики. "Таких аппаратов нигде нет. Возьмете результаты - и лечитесь себе в районке!" Встретив детей из школы, Диляра с мужем поехала в Екатеринбург.
Принимала Шалимовых Гульнара. Первым делом попросила выключить телефоны, а потом повела к врачу. Терапевт несколько раз прошелся по спине "инновационным 3D сканером": межпозвоночная грыжа! Вернулись в кабинет Гульнары, та предложила курс процедур за 120 тысяч. Сумма для жительницы села неподъемная. Но продавец в халате тут же начала заполнять анкету на кредит. Пациентка возразила: надо же посоветоваться с другими врачами! Но вырваться не удалось: под разными предлогами девушка не давала ей выйти из кабинета.
- Потом вошла Карина Шакирова, - рассказывает Диляра, - позвала мужа: "Если до сентября протянете, ваша жена станет инвалидом! Будете ухаживать и за детьми, и за женой. Вам что, для нее денег жалко?!" Я верила и не верила в то, что они говорят, но подумала: они же тоже мусульманки - не обманут меня! Обманули. В другой больнице сказали: нет грыжи, это защемление нерва. Но было поздно.
Наталья Быкова пришла устраиваться в "Глобал Мед" менеджером по продажам. Прошла обучение, но работать не стала: "Я не хочу обманывать людей". Она рассказала, как менеджерам удается убеждать здоровых людей, что они больны, и продавать абонементы на ненужные процедуры.
Компания выдает продавцу скрипт: подробнейшую инструкцию, как, что и когда сказать клиенту, что отвечать на ту или иную его реплику. Скрипт заучивают, несколько раз разыгрывают по ролям. Коротко пересказываем этот документ.
Сначала менеджер должен поговорить с клиентом о его жизни, выведать болевые точки, на которые можно будет давить. Затем нужно выслушать жалобы пациента на здоровье и заполнить опросный лист. В разговоре "консультант" сгущает краски, рассказывает, что варикоз опасное заболевание и еще до диагностики подводит клиента к мысли о том, что он болен. Любой, даже самый безобидный вопрос служит этой цели. Например, менеджер спрашивает: "Бывает, что у вас ноги мерзнут?" И если клиент ответит утвердительно, надо заметить: "Серьезно нарушен кровоток!"
Далее надо отвести клиента на диагностику на аппарате "мультискан" (тот самый компьютер с четырьмя пластинами для рук и ног из истории актрисы Ивановой) и заметить: "Прибор применяется в космической медицине". Клиент не знает, что обозначают столбики разных цветов на экране, поэтому сообщаем: большие проблемы! А далее - панацея: комплексная программа процедур...
Скрипт, предоставленный Натальей, оценил кандидат психологических наук Дмитрий Рассохин. Он обнаружил в инструкциях техники боевого нейролингвистического программирования (НЛП).
- Цель использования скрипта: стать авторитетной фигурой, создать цейтнот, неуверенность и замешательство у клиента и на этом фоне сделать внушение и заключить договор об оказании услуг, - подытожил Рассохин.
Изощренная техника может сломить любого человека, находящегося в стрессе. В нашем случае - и медработника. Анна Осинцева более двадцати лет проработала медсестрой в реанимации, но не устояла. "Я была как в тумане. Ну как можно было заключить договор на какие-то там процедуры?! Я живу в двухстах километрах от Екатеринбурга - не наездишься!" - упрекает себя Анна.
- Чтобы клиент не сорвался с продажи, нас учили сразу попросить выключить телефон. Если клиенту позвонят, особенно - дети, он начнет с ними советоваться, а те могут отговорить покупать абонемент, - рассказала Наталья.
О "мультискане". Руководитель предприятия, продающего приборы, заявил "РГ":
- Центры, подобные екатеринбургским, как правило, не приобретают у нас медицинский вариант аппарата, хотя такой в линейке есть. Берут бытовые аппараты, для фитнес-залов - они втрое дешевле. Покупатели знают: они не предназначены для постановки диагнозов.
Деньгам подчинены все внутренние технологии "Глобал Мед". Заработки операторов кол-центра и менеджеров зависят от того, сколько людей они убедили прийти в центр или заключить договор. В кол-центре проверяют собеседников по базе судебных приставов и отсеивают тех, у кого есть задолженность, кому больше 80 лет или нет российского гражданства - на них не получится оформить кредит, а значит, нет смысла тратить время. Зато в практике - "дни рекордов", когда центры сети соревнуются между собой, кто заключит больше договоров. "РГ" располагает скриншотами из мессенджера, где в течение дня шел задорный онлайн-репортаж о соревновании между екатеринбургским и московским центрами. Самый продающий центр получает кубок, а лучшие продавцы входят в "ВИП-клуб" и ездят за счет компании отдыхать в Израиль и Доминикану. Когда знаешь, какими деньгами оплачены эти поездки, руки сжимаются в кулаки!
- Все так или иначе понимают, что обманывают людей, - рассказывает бывший сотрудник компании. - Но у кого-то нет совести, у кого-то другого варианта заработка: продавцами работают в основном иногородние и мигранты. И если поначалу скребет на душе, потом утихает: деньги хорошие, платят вовремя. Многое держится на психологии осажденной крепости: старики, устраивающие истерики; "городские сумасшедшие", которые по соцсетям негатив пускают - враги наши. Мы хорошие, а на нас все ополчились!
И еще деталь. "Глобал Мед" структурирован так хитро, что работающий тут врач может какое-то время не знать, какому изуверскому психологическому насилию подвергли пациента, прежде чем он пришел на процедуру.
"Глобал Мед" сотрудничает с пятью банками. У каждого процентная ставка для пациентов центра выше, чем по обычному потребительскому кредиту: до 36 годовых. Ни один из банков не ответил, чем обусловлена такая разница, как и на вопрос о том, какие меры принимаются для защиты от недобросовестных действий сотрудников центров - агентов кредитного учреждения, которые в анкетах завышают доходы клиентов. Так, Осинцевой в договоре указали зарплату в 37 тысяч рублей при реальных десяти, а в одном из московских центров на многодетную мать оформили пять кредитов общей суммой 680 тысяч рублей. Женщине, которая последние три года не работала, находясь в декретном отпуске, указали доход свыше 60 тысяч рублей в месяц.
Многие клиенты "Глобал Мед" осознавали, что ввязались в кредитную кабалу ради ненужных процедур, пытались расторгнуть договор об услугах, но сделать это не так-то просто. Сразу после заключения договора менеджер намерено отводил пациента на процедуры: при расторжении клиенту не возвращают деньги за оказанные услуги, будь они навязанные и ненужные. В договорах прописывалось две цены: по абонементу и без него. При расторжении договора цена оказанных услуг считалась без скидки, и клиент мог не только не вернуть деньги, но еще и остаться должен. Поэтому многие решали: лучше уж пройти оставшиеся процедуры! Между тем вскоре суд усмотрел в этом нарушение Закона "О защите прав потребителей".
Основатель и реальный управляющий сети - москвичка Юлия Папьянц. В Екатеринбурге центры обязаны существованием предпринимателю Александру Головко. И та и другой в ответах на вопросы "РГ" заявили, что у сети тысячи довольных клиентов, а негативная информация о компании имеет спорное происхождение и, очевидно, является происками конкурентов. Сотни претензий клиентов юрист Головко Евгения Серебренникова объяснила тем, что конкуренты решили завоевать рынок путем потребительского экстремизма. Вопрос о том, не считают ли они безнравственным введение клиентов в заблуждение, использование по отношению к пожилым людям техник жесткого НЛП, предприниматели оставили без ответа. Лишь Яна Гребеньщикова, директор одного из двух юрлиц, действующих в Екатеринбурге под вывеской "Глобал Мед", как бы не исключила: в период становления компаний, бизнесов всякое случается, но потом все приходит к норме.
Увы! Корреспонденты "РГ" посетили центр и обнаружили там наклейки с просьбой выключить телефон, поскольку он может создать помехи при диагностике. Между тем, по словам заведующей поликлиникой "УГМК-здоровье" Натальи Макарочкиной, все диагностическое оборудование экранировано, ему никак не может помешать сотовая связь. Чему она мешает, мы уже знаем.
"РГ" попросила дать юридическую оценку действиям сотрудников сети доцента кафедры уголовного права УрГЮУ Татьяну Кондрашову и адвоката Сергея Колосовского, в прошлом оперативника МВД. Они усмотрели в действиях менеджеров признаки мошенничества либо причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Колосовский заметил, что для возбуждения дела по статье об обмане нужен ущерб свыше 250 тысяч, и "Глобал Мед", безусловно, подстраховывался: пытался действовать за нижней гранью статей УК.
- Существует практика, когда правоохранители объединяют ряд потерпевших в один эпизод и тем самым добиваются необходимой суммы ущерба. А уже в рамках уголовного дела можно квалифицировать действия сотрудников "Глобал Мед" как совершенные в составе организованной преступной группы или даже преступного сообщества. Подобная квалификация применяется сплошь и рядом в делах, связанных с хозяйственными спорами. Неужели система защищает бизнес, но безразлична к здоровью простых людей?! - недоумевает адвокат.
Оба эксперта отметили: дать точную квалификацию можно только при помощи процессуальных действий - экспертиз, обысков, очных ставок... Значит, сначала надо возбудить дело. А с этим как раз проблема.
Несмотря на десятки заявлений в органы МВД, до процессуальных действий полиции в Екатеринбурге так и не дошло. Все отказные одного содержания: договор подписали сами, услуги вам оказали, так что - гражданско-правовые отношения. В суд! Проницательные судьи прекрасно все понимают и указывают на главную проблему: люди не могут представить доказательств тому, что их вводили в заблуждение, запугивали, злоупотребляли их доверием... Да, все верно! Если бы "Глобал Мед" был устроен так, что клиент сам мог добыть доказательства, это уже был не "Глобал Мед".
- В этом и аналогичных случаях уголовно-правовой механизм, к сожалению, совершенно не работает, - заявила "РГ" уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, - хотя все мы понимаем, что это откровенно мошеннические схемы, когда человека вводят в заблуждение.
Три года центрам сети противостоит дочь одного из первых их пациентов в Екатеринбурге Елена Лаптева. Защитив интересы обманутого 68-летнего отца, она не остановилась. Консультирует пострадавших, высылает им формы заявлений на расторжение договоров и претензий, пишет иски, снимает видеофильмы, раздает листовки у входа в медцентр. Ее группу, созданную для помощи пострадавшим, блокировали; на нее подавали заявления в полицию и иски в суды; обвиняли в том, что она вымогает деньги; размещали в сети объявления с ее номерами телефонов об оказании секс-услуг; ей угрожали; от нее, наконец, пытались откупиться... Не помогло. Именно она узнала, что в Екатеринбурге будет вести прием заместитель председателя СК РФ Илья Лазутов, сообщила об этом Осинцевой и вместе с ней просидела в живой очереди почти сутки. СК возбудил дело об оказании Анне услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья.
Когда в "Глобал Мед" говорят о конкурентах, подразумевают именно Лаптеву. "Эти моральные уроды, - не выбирает выражений Лена, - просто не могут поверить, что есть вещи, которые невозможно купить".
Она ведет две базы данных: в одной - сведения о десятках сотрудников сети предприятий "Глобал Мед", в другой - о 325 обратившихся к ней пострадавших из Екатеринбурга и Москвы.
От имени Лены Лаптевой и от себя заявляем: по нашему мнению, в действиях сотрудников двух десятков предприятий "Глобал Мед" присутствуют признаки уголовных деяний, совершенных по предварительному сговору в составе организованной группы в двух городах: Екатеринбурге и Москве. Редакция просит считать этот текст сообщением о преступлении.
Как быть, если вам навязали кредит в медцентре, смотрите тут.