Первую свою экскурсию "Совместное предприятие "Бел-Поль" провело для журналистов, показав весь цикл производства подушек и одеял.
- После пресс-тура мы поняли, сколько нам еще нужно сделать, чтобы промышленный туризм по-настоящему заработал у нас на предприятии, - заметила Наталья Бирюкова, отвечающая за маркетинговые стратегии компании. - Для начала мы хотим сделать фотозону. Ведь редкая экскурсия обходится без селфи или просто фото на память. Нужна и сувенирная продукция - недорогая и привлекательная.
Показать гостю действующий цех недостаточно. Нужно сделать так, чтобы каждый турист не просто заинтересовался производством подушек или одеял, но и понял, в чем отличие бренда от других.
- Конечно, для нас промышленный туризм - хорошая возможность для будущих продаж, - продолжает Бирюкова. - Мы коммерческое предприятие и не будем что-либо создавать без выгоды для себя. В перспективе хотим предложить туристам подушки из белого или серого пуха - пусть выберут сами. Собираемся заняться организацией шоп-туров. Как, к примеру, в Италию за вином едут - не просто продегустировать, но еще и купить его. Конечно, нужно будет делать существенные скидки, однако мы к этому готовы. Ведь туристический автобус вмещает 40 человек! Пусть гости посмотрят, что и как мы производим, а потом покупают товар в нашем фирменном магазине - дешевле, чем в городе.
Затягивать с организацией экскурсий на фабрике не будут: к лету намерены принимать первых туристов.
На предприятии "Клеона", производящем косметику, тоже готовятся к приему экскурсантов.
- Косметика - продукт эмоциональный, - отмечает исполнительный директор компании Юлия Кривцова. - Самое приятное в экскурсии на предприятие, подобное нашему, - дегустация. Нужен шоурум, где за большим столом можно разложить тестеры нашей продукции, чтобы не просто попробовать крем, но и послушать специалиста, из чего состоит каждое средство, какое из них подойдет вашей коже... В это же время можно сделать заказ и приобрести только что приготовленный продукт прямо здесь, на месте. Понятно, что главные наши клиенты - женщины, поэтому мы хотим устраивать своего рода девичники. Приглашать небольшие группы - максимум 10-12 человек, и пусть они в приятной компании сравнивают кремы и пробуют масла.
Юлия Кривцова рассказала, что на предприятии ждут в гости студентов медицинских и политехнических вузов - будущих медиков и химиков.
- Я думаю, что наши экскурсии были бы полезны и начинающим предпринимателям, тем, кто проходит специальные курсы, - считает она. - Мы готовы сотрудничать с косметологами, владельцами частных кабинетов - с теми, кто готов грамотно продвигать нашу продукцию.
Промышленный туризм на курских предприятиях считают и хорошим инструментом для профориентации. К примеру, на кондитерской фабрике "КОНТИ-РУС" всегда ждут главных любителей сладостей - детей.
- Если подсчитать, сколько школьников уже побывало у нас в цехах, получится астрономическая цифра, - уверяет менеджер по маркетингу Жанна Волобуева.
Школьным экскурсиям на фабрику больше десяти лет, и на предприятии проводят их не только ради лояльности потенциальных потребителей печенья и конфет.
- Экскурсия для школьников - эффективный элемент профориентации, - отмечает Жанна Волобуева. - Конечно, после того как пробуют печенье или конфету прямо с ленты конвейера, каждый готов стать кондитером... Однако подобные впечатления очень ценны, и мы надеемся, что кто-то из школьников вспомнит про свою детскую мечту и осуществит ее.
По этой же причине производство косметики с удовольствием показали бы учащимся старших классов.
- Я сама всю жизнь мечтала, что мои дети станут химиками, но они выбрали другие профессии, - рассказала Юлия Кривцова. - Сейчас отрасль стремительно развивается, работать в ней все интереснее. Выбору мешает только представление о химической промышленности как о чем-то непонятном и даже страшном. Мы готовы его изменить.
С надеждой привить любовь к профессии школьные экскурсии проводят на Михайловском горно-обогатительном комбинате и на Курской атомной станции. Объекты, которые на первый взгляд не предназначены для посторонних глаз, постарались сделать доступными и привлекательными.
- Мы показываем смотровую площадку, которая, к слову, доступна каждому желающему, и наш музей, - пояснила руководитель пресс-службы ПАО "Михайловский ГОК" Марина Щербакова. - Строгие требования безопасности и специфика предприятия не позволяют нам выйти за эти рамки, однако и то, что видят гости, производит на них сильное впечатление. Конечно, наивно считать, что многие школьники решат, к примеру, стать водителями большегрузов после того, как увидят их в карьере. Но подобные истории мы знаем: школьник увидел машину, где колесо - в два его роста, и захотел ею управлять. Спустя несколько лет мечта стала реальностью.
Промтуризм для курского бизнеса - не только инструмент продвижения продукции, но и возможность оставить след в истории отрасли и региона. Музей Михайловского ГОКа создавался именно с этой целью и стал примером для других предприятий, в цехах которых посторонним не попасть. Открывшийся в областном центре музей обуви - тому подтверждение. Его создали сотрудники старейшего в городе предприятия отрасли - "КурскОбувь", в нынешнем году ему исполнится сто лет. Здесь можно проследить, как менялись обувные тенденции за последние полвека.
- Наши экскурсии бесплатные, - рассказала сотрудник музея. - Мы хотим, чтобы гости увидели, как создавалась обувь раньше и как это происходит сейчас. В музее ничего нельзя купить, и мы не планируем открывать здесь магазин. Просто рассказываем о производстве.
Костромская область - настоящий рай для любознательных путешественников, которые интересуются не только историей и культурой, но и секретами промышленного производства.
При посещении региона, который называют ювелирной столицей России, гости нередко просят организовать им экскурсии на ювелирное производство. В поселке Красное-на-Волге, в 40 километрах от Костромы, для любителей промышленного туризма при заводе ОАО "Красносельский Ювелирпром" открыт крупнейший в стране заводской музей. Посетители могут познакомиться с уникальными экспонатами, изготовленными из серебра, золота, скани с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. Некоторые изделия, созданные заводскими мастерами, имеют почти вековую историю.
В Костроме туристы могут попасть в цеха и музей Большой Костромской льняной мануфактуры (БКЛМ), где собраны коллекции ткацких узоров за последние полтора века. Крупнейшее льноперерабатывающее предприятие региона поставляет скатерти, наволочки, полотнища для штор и полотенца в представительства шведского концерна Ikea по всему миру. Мануфактура, основанная в 1866 году купцами Коншиным, Кашиным и знаменитыми создателями картинной галереи братьями Третьяковыми, к концу XIX века стала крупнейшей в Европе, наладив выпуск пряжи всех сортов - от мешковины до тончайшего батиста.
- Спрос на лен огромен - и в военной, и в космической промышленности. Не зря в США засекретили свои "льняные" программы и запретили его экспорт. Нам бы хотелось, чтобы появилась программа возрождения костромского льна, который считался эталоном качества, - рассказывает замдиректора БКЛМ и бессменный руководитель заводского музея Виктор Афанасин.
Не меньший интерес путешественников вызывают туры на тепличный комбинат "Высоковский", где можно увидеть поля цветущих роз и тюльпанов, посетить оранжереи с плодоносящими ананасами и бананами, а также отведать свежей зелени, сочных помидоров и огурцов. Для школьников в теплицах "Высоковского" агрономы проводят мастер-классы. Старшеклассников приглашают сюда на производственную практику.
Туристы, интересующиеся энергетикой, могут попасть на экскурсию на крупнейшую в Европе ГРЭС, расположенную в костромском городе Волгореченске. Посетителям расскажут о секретах выработки тепловой энергии и пригласят посетить осетровое хозяйство, организованное на теплых водах ГРЭС. Можно сфотографироваться у бассейна с новорожденными мальками, отведать свежей осетрины и приобрести баночку отборной черной икры.
На нерехтском мясоперерабатывающем предприятии "Мясной гурман" график экскурсий расписан почти на год вперед. Здесь туристов приглашают на дегустацию и в цеха на мастер-классы по изготовлению мясных рулетов.
С 2017 года многие предприятия Костромской области участвуют в профориентационной акции "Неделя без турникетов". В ее рамках школьников и студентов приглашают на экскурсии по цехам и рассказывают об условиях работы и заработной плате. Двери для посетителей открывают фанерный комбинат "СВЕЗА", база охраны лесов, завод цементно-стружечных плит, силикатный завод, завод "Пегас", Галичский автокрановый завод, фабрика "Орбита", завод автокомпонентов и многие другие предприятия.