В Дагестане овцы превратили пастбища в пустыню

Около миллиона гектаров земель превратились в республике практически в пустыню. Дагестан - единственный регион России, где каждый год осуществляют столь массовый перегон овец с зимних пастбищ на летние. Это способствует восстановлению земель, где несколько месяцев паслись отары. Однако многие игнорируют эту работу, что приводит к уничтожению растительности и превращению территорий в пустыни и солончаки.
Владимир Аносов/РГ

В Дагестане отгонное животноводство развито исторически. Ежегодно стада овец перегоняются весной за сотни километров в горы - на альпийские луга, богатые сочной травой. К зиме овцы проделывают обратный путь - в кошары, расположенные на равнине. Так, весной прошлого года с зимних на летние пастбища были отправлены 1,35 миллиона овец, из них один миллион 55 тысяч прошли весь путь своим ходом, остальных перевезли автотранспортом.

Участки отгонного животноводства относятся к землям сельскохозяйственного назначения, здесь разрешается строить только кошары и временное жилье для пастухов. Но значительная часть территории не используется по целевому назначению и бесконтрольно застраивается, в том числе капитальными сооружениями. Однако главной проблемой все же является опустынивание. В первую очередь речь идет о Кизлярских пастбищах и о "Черных землях" - расположенном на прикаспийской низменности заповеднике, охватывающем территории Дагестана, Калмыкии, Ставропольского края и Астраханской области. Это единственный в России полигон для изучения степных, полупустынных и пустынных ландшафтов, а также место охраны и изучения калмыцкой популяции сайгака.

Как рассказали в республиканском управлении Россельхознадзора, в этих ареалах 70 процентов земель подвержены ветровой эрозии, поэтому активно идет процесс опустынивания.

- Большая часть поголовья овец на зимних выпасах остается и летом, превращая их в круглогодичные, что не позволяет растительности восстановиться. Нагрузка на них превышает допустимые нормативы минимум в четыре раза. По сути, нарушается республиканский закон "О статусе земель отгонного животноводства". Несоблюдение землепользователями элементарных основ агрономии и установленных законодательством требований привело к тому, что растительность имеет крайне скудный видовой состав с низкой кормоемкостью, - отмечает заместитель руководителя управления Россельхознадзора по РД Керим Керимов.

По его словам, ежегодно к ответственности привлекаются сотни хозяйств, но одними штрафами решить проблему не удастся. Россельхознадзор предлагает несколько вариантов дальнейшей работы. В первую очередь необходимо провести инвентаризацию земель отгонного животноводства, а затем расторгать договоры аренды с хозяйствами и принудительно изымать участки у тех, кто систематически нарушает земельное законодательство.

В ведомстве предлагают предоставлять арендаторам земли отгонного животноводства только при наличии у них в пользовании летних пастбищ. Кроме того, нужно заняться обводнением, фитомелиорацией и противоэрозийными мероприятиями. Но здесь все упирается в пресловутую проблему финансирования.

Однако нельзя утверждать, что только лишь желание овцеводов сэкономить и избежать лишних хлопот заставляет их отказываться от перегона. Еще одна проблема отгонного животноводства республики связана с ситуацией на скотопрогонных трассах. Свыше тысяч гектаров таких трасс выведены из оборота, так как застроены объектами торговли и жилыми домами. Сейчас большинство из них практически непригодно для перегона животных.

Как рассказал председатель хозяйства СПК "Коммунист" Лакского района Халид Магомедов (осенью здесь перегоняли 1800 голов с альпийских лугов на зимние пастбища, расположенные в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства), сужение скотопрогонных трасс во многих местах значительно затрудняет процесс и негативно сказывается на физическом состоянии поступающих на зимовку животных.

Согласно информации министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, в 20 районах в границах скотопрогонных трасс и площадок образованы 18 населенных пунктов, построены свыше 2,3 тысячи индивидуальных жилых домов.

- Кроме того, на трассах расположены различные коммерческие объекты, автозаправочные станции, автомойки, магазины и рынки. Также выявлено, что на них размещены 18 карьеров, бетонные, асфальтовые и кирпичные цеха, свалки ТБО, - сообщили в министерстве.

По всем фактам в правоохранительные органы переданы материалы для принятия соответствующих мер.

Комментарий

Шарип Шарипов, руководитель дагестанского отделения Российской ассоциации экономистов-аграрников, доктор экономических наук:

- Проблема опустынивания в зоне "Черных земель" и Кизлярских пастбищ имеет межрегиональный характер и значительно обострилась в последние годы в силу сложившейся агрохозяйственной практики. Отрицательное влияние, прежде всего, оказывает бессистемный выпас скота с кратным превышением допустимых нагрузок на зимние равнинные пастбища, подверженные ветровой эрозии, и их бесконтрольная распашка. Процесс усугубляется скудным травостоем, которому человек не дает возможности восстановиться, оставляя круглый год поголовье пастись здесь и не перегоняя его летом на горные луга.

Все это, наряду с природными факторами, и привело к масштабной деградации земель на юге страны, а также стало причиной формирования первой антропогенной пустыни в Европе, что является настоящим экологическим бедствием федерального масштаба.

Учитывая актуальность данной проблемы, еще в 1986 году правительство РСФСР утвердило генеральную схему борьбы с опустыниванием "Черных земель" и Кизлярских пастбищ, включающую целый комплекс мер. Однако с 1990 года финансирование данной программы резко сократилось.

Некоторые меры включили в федеральную про-грамму мелиорации на 2014-2020 годы. В частности, субсидирование фитомелиоративных мероприятий, которые выполняют хозяйства. Но факти-чески на решение проблемы это не повлияло.

Обостряет ситуацию ряд факторов, в том числе усиление засушливости в этой зоне. К примеру, в Ногайском районе в апреле - июне 2018 года выпало всего 30,3 миллиметра осадков при норме 94 миллиметра, что отрицательно сказалось на формировании семян пастбищных трав. Другая проблема - пробуренные десятилетия назад артезианские скважины попросту "выдохлись" и отработали свой ресурс. Теперь животноводы вынуждены перегонять скот на водопой за десятки километров.

Чтобы спасти земли, нужны масштабные меры федерального уровня, поскольку регионы, тем более предприятия АПК, не в состоянии самостоятельно справиться с надвигающейся экологической катастрофой. Прежде всего, требуется провести инвентаризацию территорий, что позволит получить реальную оценку их состояния. На сегодняшний день все продолжают оперировать данными 1980-х годов, которые искажены в сторону уменьшения.

Следует провести геоботаническое обследование пастбищ с определением их кормоемкости, по итогам чего нужно рассчитать предельно допустимые нормативы содержания скота на этих землях. Впоследствии следует обеспечить жесткий контроль за их соблюдением с принятием самых строгих мер к нарушителям.

Как осуществляют перегон

Перегон скота обязательно сопровождается противоклещевой и противопаразитарной обработкой. Как рассказал ветеринарный врач Лакского райветуправления Саламутин Эфендиев, ежегодно к услугам ветеринарного участка обращаются животноводы нескольких горных районов. За время осеннего перегона 2018 года купание в креолиновом растворе прошли около 300 тысяч овец и коз. Эта процедура защищает животных от чесоточных заболеваний и различного рода клещей.

На зимние пастбища Кизлярской, Бабаюртовской и Хасавюртовской зон поголовье перегоняют своим ходом. Перевозкой автотранспортом занимаются овцеводы Чародинского, Кулинского, Ахтынского и других районов, чьи зимние пастбища расположены достаточно далеко - в Кочубеевской зоне отгонного животноводства.