Последний участок магистрали собирались сдать в эксплуатацию нынешней весной, но сроки сдвинулись из-за необходимости проведения археологических исследований. Прошлым летом на 663-м километре строящейся трассы, в районе моста через реку Ижору (Тосненский район Ленинградской области), были обнаружены следы поселения предположительно XVI-XIX веков. На время раскопок строительство дороги, конечно, приостановили. Только в ноябре археологи уступили место дорожникам. Но погода уже не позволяла работать так же активно, как летом. Поэтому было объявлено о новой дате: седьмой и восьмой участки в Новгородской и Ленинградской областях откроются одновременно, ориентировочно - в сентябре 2019 года.
Общая протяженность скоростной трассы М-11 от петербургской КАД до МКАД составит 669 километров. По словам председателя правления "Автодора" Вячеслава Петушенко, после ее полного ввода в эксплуатацию проезд по всем участкам в одну сторону обойдется в сумму меньше двух тысяч рублей. Но если купить транспондер T-pass, можно несколько сэкономить. Здесь действует ступенчатая система скидок, зависящая от времени суток и того, съезжает ли водитель с магистрали или преодолевает участки один за другим. "Пользователь легкового транспортного средства, проезжающий подряд два участка (например, 208-334 км), получает скидку 30 процентов от тарифа. Пользователь, проезжающий три участка (208 - 543 км), получает скидку 40 процентов", - объясняют в "Автодоре". К слову, на М-11 можно использовать транспондеры других трасс, например ЗСД. Скидка тоже будет, но меньше.
Рассчитать стоимость поездки проще всего при помощи онлайн-калькулятора toll-roads.ru. По его данным, дорога на легковом автомобиле из Санкт-Петербурга в Москву сейчас стоит 1190 рублей. С транспондером T-pass - 910, с транспондером ЗСД - 1042. Поездка ночью - с 0.00 до 6.00 - обойдется дешевле на сотню-полторы. После того как трасса откроется полностью, надо полагать, разница между поездкой с транспондером и без него станет существеннее.
- Желающим не переплачивать я бы советовал объехать по бесплатной трассе последний участок перед Москвой, он неоправданно дорог: за сорок с небольшим километров снимают 500 рублей, - советует Сергей Белоусов, предприниматель, которому по работе часто приходится курсировать между двумя городами. - Но иногда в час пик я решаю, что мне проще заплатить и сэкономить время и нервы, ведь въехать в столицу или выехать из нее бывает очень непросто.
Трасса М-11 состоит из множества участков. Один из них - тот самый, дорогой - находится даже в ведении не "Автодора", а Северо-Западной концессионной компании. Но автомобилист, едущий из Петербурга в Москву или наоборот, это вряд ли заметит. Для него дорога разделится на два крупных платных участка новой автострады М-11 (от Мясного Бора до Медного и от Клина до МКАД) и два бесплатных старой трассы М-10 - от Медного до Клина и от Петербурга до Мясного Бора.
Введения в эксплуатацию последнего отрезка водители ждут с особенным нетерпением. Магистраль между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом уже давно сильно перегружена транспортом. Вдобавок на ее пути лежит немало поселков, что предполагает снижение скорости. Сама трасса местами трехполосная с непростой схемой движения, повышенной аварийной опасностью и частыми пробками. В результате на дорогу длиной без малого двести километров может уйти и четыре часа, и шесть. А это примерно четверть всего пути до столицы.
Автомобилисты уже успели оценить преимущества открытых участков платной трассы: разрешенная скорость до 130 километров в час без преград и светофоров, отличное покрытие, отсутствие встречного движения. В будущем трассу планируют оборудовать вертолетными площадками для санавиации, пунктами питания и автозаправками, включая зарядки для электрокаров. Пока же площадки для отдыха выглядят не слишком уютно - просто столики и контейнеры для мусора.
- Единственное, чего не хватает на платной трассе, - это АЗС. Если едете из Петербурга, заправьтесь возле Мясного Бора, потому что потом в течение трехсот с лишним километров такой возможности не будет, - предупреждает петербуржец Владимир Дуров. - То есть какие-то невнятные мелкие пункты заправок временами встречаются, но на них огромные очереди. И выглядят они странно - я так понял, что это временные точки, которые потом заменят обычными автозаправочными станциями. Некоторые жалуются на отсутствие кафе, но, по-моему, это второстепенно. Лично у меня есть цель быстро доехать из одного города в другой, и трасса, на которой можно разогнаться до ста тридцати, для этого идеально подходит.
Сейчас навигаторы показывают время в пути от Петербурга до Москвы около восьми с половиной часов. С учетом необходимых остановок для заправки, отдыха и перекуса в реальности стоит рассчитывать примерно на десять часов. После того как М-11 заработает полностью, дорога сократится до шести часов, обещают в "Автодоре".
Автомобилисты, не желающие тратиться на платную магистраль, могут продолжать пользоваться старым бесплатным вариантом - трассой М-10. Вероятно, после введения в эксплуатацию новой магистрали пробок там поуменьшится. Но, определенно, это вариант для тех, кто не спешит.
Любовь Кудряшова, петербурженка:
- У нас трое детей, и каждое лето мы с мужем отвозим их в Крым на машине. Самым сложным участком этого путешествия всегда были семьсот километров между Петербургом и Москвой. Потратить на них четырнадцать часов - очень даже неплохой результат. Однажды мы подсчитали, что только в пробках простояли на этом отрезке шесть часов. Это было очень мучительно! Дети капризничают, в машине душно, выйти размяться невозможно, вокруг такие же нервные, уставшие водители... Страшно вспомнить. С постепенным открытием М-11 все стало на порядок, да что там - на два, три порядка лучше! Ждем не дождемся, когда платная трасса заработает полностью. Две тысячи рублей за счастье просто мчаться без пробок - совсем небольшая цена.
Транспондер T-pass стоит тысячу рублей, то есть разовая поездка в Москву и назад его не окупит.
Если приобретать, то с расчетом на регулярные поездки. Но есть вариант аренды - всего за два рубля в день.
По данным компании "Автодор - Платные Дороги", в прошлом году во временное пользование взяли 4211 транспондеров. Купили - в семьдесят раз больше.