- Это поистине историческое событие не только для Череповца, но и для всей области. Новый мост станет крупнейшим инфраструктурным проектом в регионе за последние десятилетия. Все согласования на сегодняшний день завершены, и мы наконец приступаем к долгожданной стройке, - отметил глава региона.
Новый мост позволит перераспределить транспортные потоки и разгрузить центральные улицы Череповца, а также будет способствовать дальнейшему развитию индустриальных парков "Шексна" и "Череповец". Кроме мостового перехода, в рамках контракта планируется построить семь километров новой автомобильной дороги, которая соединит мост с автодорогой Череповец - Сергиев Посад.
По проекту новый мост будет первым в России, на котором стальные тросы соединят пилоны с дорожным полотном параллельно друг другу, напоминая конструкцию музыкальной арфы. Конструктивная особенность моста позволит обеспечить беспрепятственное одновременное движение судов в обоих направлениях. В Вологодской области это будет самый длинный мост, его протяженность составит 1131 метр - на 353 метра больше Октябрьского моста.
Впервые о необходимости строительства второго моста через Шексну заговорили еще в 80-е годы прошлого столетия.
По словам члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Николая Тихомирова, на заседании Череповецкого горкома КПСС в 1987 году специалисты одного из ленинградских институтов заявили, что для устойчивого развития города, промышленных площадок новый мост должен появиться в городе в 2005 году.
Но распад СССР и последовавшие за ним политические события отложили реализацию проекта на неопределенный срок. Только благодаря усилиям городских и областных властей к реализации проекта удалось вернуться.
В 2007 году второй мост стал главным инфраструктурным проектом города на среднесрочную перспективу.
- Тогда ни у кого не было сомнений: новый мост Череповцу жизненно необходим. Почти сразу же приступили к проектированию: рассматривали железобетонный и вантовый варианты.
В итоге остановились на втором, чтобы сохранить архитектурную "жемчужину" города, - вспоминает губернатор региона Олег Кувшинников.
В 2011 году идею строительства нового моста поддержал президент страны. В феврале 2012 года проект стал приоритетным для всей области.
Строительство моста началось в 2017 году. На подготовительном этапе строители перенесли существующие инженерные сети и коммуникации в районе подъездов к мосту. На эти цели правительству области удалось привлечь 100 миллионов рублей из федерального бюджета, еще 5,9 было выделено из регионального бюджета.
Планировалось, что этот объект соединит две федеральные трассы, "сократив" расстояние из Санкт-Петербурга через Череповец в сторону Москвы и Ярославля на 120 километров. Второй мостовой переход через Шексну на 40 процентов должен снизить нагрузку на Октябрьский мост и обеспечить безопасное прохождение судов по Волго-Балтийскому водному пути.
В микрорайонах на левом берегу Шексны проживает более 50 тысяч человек. С основной частью города его соединяет единственный Октябрьский мост, введенный в эксплуатацию еще в 1979 году. В связи с увеличением транспортного потока сегодня он работает на пределе своей пропускной способности. Кроме того, отдельные конструктивные элементы Октябрьского моста нуждаются в капитальном ремонте.
Основной этап строительства объекта оценивается в 16,5 миллиарда рублей и будет реализован в 2019-2025 годах. В этом году активная фаза работ начнется в апреле - подрядчик приступит к строительству подъездов к мосту по Архангельской улице.
Официальная дата завершения всех работ - 1 ноября 2025 года. Для сокращения сроков строительства правительство области совместно с Федеральным дорожным агентством прорабатывает вопрос дальнейшего софинансирования проекта из федерального бюджета.
Мэр Череповца Елена Авдеева отметила значимость подписанного сегодня контракта для развития экономики города.
По ее словам, строительством моста обозначена очередная веха в истории города металлургов. Уже сейчас начинается разработка вопросов транспортного сообщения и развития территорий, прилегающих к будущему мостовому переходу и новой автодороге.
- Процесс строительства нового моста я буду контролировать лично, поскольку он имеет огромное значение для успешного развития и города, и области. Независимо от того, какой объем средств выделит федеральный бюджет, мост будет построен. Это главное событие моей профессиональной карьеры, к которому я шел 12 лет, - резюмировал глава региона.
Напомним, река Шексна делит город на две части. Индустриальный Зашекснинский район связан с остальными микрорайонами единственным Октябрьским мостом, пропускная способность которого не соответствует возрастающему транспортному потоку.
Второй мост через Шексну в створе Архангельской улицы позволит не только перераспределить транспортные потоки и решить вопросы безопасности, но и обеспечить резерв пропускной способности, который создаст благоприятные условия для дальнейшего развития и Зашекснинского района, и города в целом.
В перспективе образовавшееся магистральное кольцо может быть преобразовано в систему магистралей с непрерывным режимом движения. Кроме того, мост позволит связать федеральную трассу, проходящую через Ярославль, с автомагистралью федерального значения Вологда - Новая Ладога, что создаст условия для транзитного потока без загрузки улиц Череповца.