Кроме того, бюджет Мурманской области теряет значительные средства из-за "свободолюбивых" снегоходчиков-нелегалов. По данным Валерия Иркашева, председателя правления фонда "Мурманский лосось", сегодня по территории Мурманской области передвигаются около 10 тысяч незарегистрированных снегоходов и квадроциклов. Неуплаченные налоги и сбор за регистрацию в общей сумме составляют около 20 миллионов рублей ежегодно. Кроме того, под угрозой оказывается не только природа Заполярья, но и государственная безопасность: владелец незарегистрированного снегохода может провезти что угодно и куда угодно.
Стоит учесть, что многие снегоходчики приезжают покататься в Мурманскую область из других регионов, и в разгар зимнего сезона численность любителей такого отдыха сильно возрастает. В марте-апреле, когда в средней полосе России снега уже нет, в Заполярье устремляются снегоходчики из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославской области и из других регионов, привозя снегоходы на прицепах и даже в фурах. Сколько их на самом деле, где они катаются и чем занимаются во время своих путешествий, не знает никто, кроме них самих. Многие из них стремятся попасть именно в заповедники и заказники, желая отдохнуть в наиболее диких и красивых уголках Заполярья.Один из примеров такого "отдыха" - браконьерство.
В интернете легко найти ролики, на которых видно, как такие "туристы" загоняют диких животных, чтобы поймать их живыми или убить.
Другие любители покататься отстреливают северных оленей, мясо и шкуры которых пользуются спросом. Кстати, на территории Мурманской области диких северных оленей нет, все они домашние и принадлежат тем или иным хозяйствам коренных жителей Кольского полуострова - саамов. Такой "отдых" вполне можно считать не только браконьерством, но и прямым грабежом.
Снегоходчики заезжют порой и в охранную зону Лапландского заповедника, отметила начальник отдела охраны территории заповедника Наталья Мулыкина. По ее словам, были случаи, когда горные снегоходы, глубоко зарываясь в снег, повреждали почвенный покров. В горах Мурманской области такие следы остаются на десятки лет.
- Снегоходная техника у нас сегодня действительно бесконтрольна, - добавляет Наталья Мулыкина. - Конечно же, снегоходы наносят урон. Отдельные маршруты для снегоходов однозначно нужны. Правда, отслеживать, чтобы снегоходчики двигались именно по ним, будет очень сложно. Как вариант, можно снабжать снегоходы устройствами, которые могли бы определять их местоположение. Но это, конечно, приведет к росту их стоимости.
Чтобы решить эту проблему надзора, необходимо увеличивать штат контролирующих органов. Например, в отделе гостехнадзора регионального минтранса, согласно официальному сайту министерства, числятся всего шесть человек. Для территории Мурманской области, площадь которой насчитывает 145 тысяч квадратных километров, это капля в море, особенно если учесть растущий поток туристов.
По мнению Валерия Иркашева, в каждом районе области должен быть хотя бы один сотрудник технадзора. Кроме того, следует добавить полномочий инспекторам особо охраняемых природных территорий, лесникам, специалистам охотнадзора и рыбнадзора, чтобы те имели право фиксировать случаи передвижения граждан на незарегистрированных снегоходах и квадроциклах.
По мнению экспертов, стоит использовать опыт Финляндии, где снегоходный туризм развит и регламентируется довольно жестко. Там подготовлены трассы, которые отмечены знаками дорожного движения и обозначены на картах. Законы Финляндии приравнивают снегоходные трассы к дорогам, и при езде по ним должны соблюдаться правила дорожного движения. За пределами размеченных трасс снегоходы могут двигаться только при наличии разрешения Главного управления лесного хозяйства, если это государственная территория. Если же она частная, то любители покататься должны получить и разрешение землевладельца. Все эксперты сходятся во мнении, что подобные меры могут быть использованы и в России. Но в первую очередь необходимо решить вопрос организации контроля.
Виталий Йокубаускас, заместитель министра природных ресурсов и экологии Мурманской области:
- Не могу сказать, что владельцы снегоходов передвигаются по территории региона совсем бесконтрольно. Составляют протоколы, нарушителей привлекают к административной ответственности. Что касается расширения полномочий контролирующих органов, то эта идея не нова: такой законопроект подготовлен. В нем идет речь о наделении перекрестными полномочиями инспекторов лесного и охотничьего надзора, рыбоохраны. Сейчас законопроект проходит межведомственное согласование.
В этом году мы активно реализуем идею общественного экологического контроля, создаем институт общественных инспекторов, удостоверения получили уже 18 человек. Они не могут составлять протоколы, но имеют право фиксировать нарушения и направлять эту информацию нам. Речь идет о видео- и фотофиксации или составлении актов. Это большое подспорье в нашей работе.