Максим Евгеньевич, в чем особенности весны этого года?
Максим Яковенко: Весна идет с опережением графика. По крайней мере на Европейской части страны. Температура держится выше нормы, хотя погода стоит неустойчивая. В Москве средняя температура за 25 дней марта на 2,1 градуса превышает климатическую норму. Среднесуточная температура обычно переходит через 0 градусов в сторону положительных значений к 27 марта, но это произошло на 10 дней раньше.
В других регионах страны есть какие-то аномалии?
Максим Яковенко: Очень рано этой весной мы столкнулись с пожароопасной обстановкой в Приморском крае. Там было мало снега, и он быстро растаял. В апреле и мае схожая ситуация может сложиться западнее - у Байкала. Здесь также осадки будут в дефиците. В этой зоне окажутся Тува, Хакасия и Амурская область. До конца весны опасная ситуация будет сохраняться и в Приморском крае.
Пожары весной затронут только азиатскую часть страны?
Максим Яковенко: На Европейской части осадков ожидается около и больше нормы, так что ранние пожары этой территории не грозят. Сейчас температура воздуха здесь выше нормы, снег активно тает, насыщает влагой почву. Все это препятствует возникновению пожаров. Мы не прогнозируем их на Европейской части, по крайней мере до конца мая. Май ожидается около нормы на европейской части страны. Теплым - выше нормы - этот месяц будет на севере европейской части страны, Уральского и Сибирского федеральных округов.
Каким будет лето?
Максим Яковенко: В июне теплее обычного будет в Сибири, на юго-востоке Урала. В тех же регионах в июле также ожидается погода с температурой выше нормы, еще и добавится дефицит осадков. Это означает, что в северных регионах будет повышенная вероятность возникновения пожаров. Летом на севере солнце не заходит, в итоге происходит постоянное прогревание и иссушение почвы.
В августе сохранится повышенный класс пожарной опасности на азиатской территории. На Европейской части лето прогнозируется в пределах нормы. А вот в августе возможна положительная аномалия, так что август, вероятно, будет жарким.
Нельзя ожидать от долгосрочных прогнозов - на весну-лето - того же качества, что и на среднесрочный и краткосрочный периоды. Прогнозы выпускаются на долгие сроки, и мы описываем наиболее вероятные сценарии. Каждый месяц этот долгосрочный прогноз будет уточняться.
До осени еще очень далеко, но что мы уже о ней знаем?
Максим Яковенко: Она не будет холодной на Европейской части страны. Это опять же предварительный прогноз. В прошлом году в Москве даже не было бабьего лета, летняя температура перешла на сентябрь. И это одна из примет изменения климата, подвижка сезонов. То есть лето уходит на осень, самым морозным месяцем вместо января становится февраль. Зима позже начинается и позже заканчивается. Март мы считаем зимним месяцем.
Это единственная примета изменения климата?
Максим Яковенко: Становится теплее, это очевидно. На территории нашей страны темпы потепления намного превышают средние по земному шару. Среднегодовая температура воздуха в последние десятилетия повышалась на 0,475 градуса каждые десять лет. Это в 2,5 раза больше, чем в среднем на планете.
Самое главное изменение - это увеличение частоты опасных явлений. Если раньше мы имели дело с 3-4 сотнями опасных явлений в год, из них только около 100 наносили ущерб экономике и обществу, то сейчас опасных явлений в год фиксируется около тысячи. Тех, что приносят значительный ущерб, стало около 500. Количество опасных явлений возросло в два-три раза. И нужно готовиться к тому, что их число будет расти и дальше.
Каких именно опасных явлений стало больше?
Максим Яковенко: Увеличилось количество наводнений, засух и периодов высоких температур.
Обо всех ли опасностях удается предупредить население?
Максим Яковенко: Сейчас мы много внимания уделяем численным методам прогнозирования. Для этого используется суперкомпьютер. И численный метод для прогнозирования опасных явлений за 2-3 дня дает большую точность, чем традиционные методы, когда прогноз делает непосредственно синоптик.
Прогнозируемость явлений, которые нанесли ущерб, сейчас составляет 96,5 процента, на море -100 процентов.
У Росгидромета есть программа прогнозирования опасных явлений в городах-миллионниках. Как она реализуется?
Максим Яковенко: Это называется наукастинг - прогноз опасных быстроразвивающихся процессов и явлений. Такой прогноз делается на 3-4 часа.
В Москве по соглашению с правительством города мы создаем такую систему. В прошлом году подписали соглашение, к 2021 году эта система должна быть готова. Какие-то ее элементы уже созданы. Так, в столице мы уже прогнозируем погоду по районам города. Если для страны мы делаем прогноз с шагом семь километров, для Москвы сейчас - на каждые три километра. По окончании проекта сетка будет составлять каждые 500 метров.
Только один город участвует в этом проекте?
Максим Яковенко: После обкатки системы в Москве можно будет ее использовать в других городах-миллионниках, создавать там соответствующую инфраструктуру.
Что для этого потребуется?
Максим Яковенко: Необходимо уплотнить радиолокационное поле вокруг городов, поставить дополнительные метеостанции на разных высотах, к примеру на вышках сотовой связи. Это комплексная и довольно затратная система.
Вы занимаетесь подготовкой прогнозов для сельского хозяйства. Насколько 2019 год будет благоприятным для посевов?
Максим Яковенко: В этом году снежный покров на Европейской территории был выше нормы, почва насыщена влагой. Этот фактор благоприятен для сельского хозяйства. В Сибири снежный покров был, напротив, меньше нормы, почва хорошо промерзла. В итоге на азиатской территории возможно испарение влаги, что приведет к ее дефициту в почве. Но это усредненный прогноз. Нельзя сделать достоверный прогноз на всю страну.
Всего Росгидромет ведет исследование 36 сельскохозяйственных культур. А также у нас есть три пилотных региона, для которых делается комплексный агрометеорологический прогноз. Это Татарстан, Ростовская и Новосибирская области.
Зачем потребовалось комплексное исследование регионов, в которых и так давно ведется сельское хозяйство? Чего аграрии не знают о своих полях?
Максим Яковенко: Во-первых, это позволяет подготовить фундамент для выращивания в этих регионах новых культур. Татарстан выходит на первые роли в России по кукурузе, в Новосибирской области делается ставка на выращивание сои, в Ростовской области две эти культуры плюс выращивание подсолнечника. Это три базовые культуры, площади выращивания которых планируется наращивать.
Во-вторых, есть фундаментальная цель - климат меняется, сельскохозяйственные территории продвигаются севернее, где еще недавно сельское хозяйство было не так развито или велось менее успешно. Нужно понять, что там выращивать и как это правильно делать.
И как ведутся такие исследования?
Максим Яковенко: В этих регионах создается уплотненная сетка наблюдений, в Татарстане у нас более 60 агрометеорологических станций. Измерения проводятся начиная с почвы - наблюдаются ее влажность, изменения температурного режима. Это позволяет понять, как перезимовали озимые культуры, где их нужно пересевать, каковы метеоусловия почвенного покрова, нужно ли вносить удобрения, по увлажненности почвы видно, требуется ли дополнительный полив.
Регионы выбраны не просто потому, что они интересны с сельскохозяйственной точки зрения, но и потому, что со стороны властей этих регионов есть интерес к нашим прогнозам. Они готовы вкладывать средства в это дело, поддерживать объекты, охранять их. Потому что это тоже большая проблема - вандализм и расхищение имущества метеостанций. В Китае за проникновение на территорию метеостанции и нанесение ей вреда введена смертная казнь, у нас воруют с метеостанций оборудование по принципу "вдруг в хозяйстве пригодится". Это, естественно, наносит огромный ущерб.
На территории страны уже идет вскрытие рек. Где наиболее сложная паводковая обстановка?
Максим Яковенко: На Европейской части страны уже началось и продолжается развитие весенних процессов в бассейнах Верхней Волги, Оки, Дона, Днепра, Западной Двины. Подъемы уровней воды здесь не превышают 30 сантиметров за сутки и не достигают неблагоприятных отметок.
В Сибири началось таяние и разрушение ледяного покрова в бассейне Верхней Оби, на Дальнем Востоке мы наблюдаем этот процесс на реках Приморского края. По расчетам Росгидромета, наиболее высокие максимальные уровни половодья 2019 года на Европейской части страны могут быть на реках Заволжья - Большом Иргизе, Малом Узене и Большом Узене, а также на Костроме, Унже, на Печоре и реках ее бассейна. На азиатской части России это возможно на Оби ниже Новосибирского водохранилища и на реках ее бассейна.
Не исключены образования ледовых заторов в традиционных местах их образования, к примеру на Северной Двине, Сухоне, отдельных участках Печоры, на реках Карелии, северо-запада европейской части страны, Оби выше Новосибирского водохранилища, Лене в ее верхнем и среднем течении и других. При этом на Сухоне при формировании заторов мы не исключаем, что уровень воды в районе города Великий Устюг может достигнуть неблагоприятной отметки.
Пожароопасный сезон в этом году открыт уже в семнадцати регионах, и прогноз на 2019 год достаточно сложный, сообщил заместитель министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик на заседании коллегии Рослесхоза. Всего на конец марта зарегистрировано уже 450 лесных пожаров на площади 106,7 тысячи гектаров. Особый противопожарный режим введен в четырех районах Калининградской области, восьми районах Хабаровского края и десяти районах Приморья.
При этом за последние три года ущерб от лесных пожаров снизился в 2,8 раза: с 56,4 миллиарда рублей в 2015 году до 19,8 миллиарда в 2018-м. Как напомнил глава Рослесхоза, с начала 2018 года на землях лесного фонда возникло 9,873 тысячи лесных пожаров на площади 3,3 миллиона гектаров. Впервые за пять лет достигнут наилучший результат оперативности тушения, при этом в первые сутки были потушены 77,4 процента лесных пожаров. "Это очень высокий показатель, самый высокий за прошедшие пять лет", - подчеркнул глава Рослесхоза.
Также он рассказал, что в 2018 году доходы лесного хозяйства впервые сравнялись с расходами. За год они выросли на 38 процентов, до 46 миллиардов рублей. "При этом доходность наших российских лесов пока еще невелика, - отметил Иван Валентик. - Если в лесных державах Финляндии, Швеции, США, Канады доходность лесов составляет от 100 до 300 евро на гектар, у нас еще средняя доходность на гектар не превышает 35 рублей".
Кроме того, ведомство намерено к 2020 году поставить все городские леса на кадастровый учет. Сегодня эта работа выполнена уже наполовину.
Подготовила Елена Березина.