27.03.2019 00:40

Как не стать жертвами недобросовестных управляющих компаний

Не проходит недели, чтобы в столице не появилась новость о том, что москвичи снова по-крупному переплатили за коммуналку. Кто-то - несколько тысяч рублей, а порой счет идет и на миллионы. Корреспондент "РГ" выяснил, как это бывает и что надо сделать, чтобы не стать жертвами недобросовестных управляющих компаний.

Евгений Епанчинцев / ТАСС

Перепутали счета

Одна из недавних нашумевших историй, связанная с перерасчетом, произошла на улице Вилиса Лациса в Северном Тушино. Жильцы 17-этажной новостройки там едва успели обжиться, а уже заплатили почти полмиллиона лишних рублей за отопление. Слишком высокие цифры в платежках смущали жителей с 2017 года, но разобраться, кто и как их накрутил, смогли только специалисты Мосжилинспекции. Они выяснили, что частная управляющая компания два зимних месяца расплачивалась с поставщиком тепла по одному тарифу, а жильцам выставляла другой, завышенный. Потом поставщик сменился, но тариф для жильцов остался старый, и на протяжении года они продолжали платить больше, чем реально обходилось тепло их дому.

В общей сложности жильцы переплатили чуть больше 435 тысяч рублей. Сейчас справедливость восстановлена, но жильцы симпатичной новостройки по привычке внимательно изучают каждую платежку.

Похожая история, и тоже с отоплением, произошла на Большой Академической улице в старой типовой 14-этажке. После жалоб местных жителей на высокие тарифы жилищные инспекторы подняли все документы в управляющей компании. Из них выходило, что в доме стоит общедомовой счетчик тепла, по которому УК и расплачивается с поставщиком. Но вот сама она выставляла жильцам счет чуть выше и "заработала" на таких приписках почти 170 тысяч рублей.

Поставили на счетчик

С завышенными тарифами далеко не всегда сталкиваются целые дома или подъезды, часто их могут предъявлять и отдельно взятым квартирам. В этом случае шансов, что факт переплаты вскроется, немного. Одно дело, когда обмануть пытаются 100 человек, среди них наверняка найдется пара-тройка дотошных. Совсем другое - когда в заложниках коммунальщиков оказался кто-то один. В такую ситуацию недавно попал житель дома N 8 по 1-му Новомихайловскому проезду - в его квартире стоят счетчики холодной и горячей воды, но он полгода не передавал их показания в управляющую компанию. Та, как и положено по закону, три месяца выставляла счета по среднемесячному показателю, а потом стала использовать для расчетов нормативы. Они в столице довольно высоки - на холодную воду почти 7 куб. м на человека в месяц, на горячую - 4,7 куб. м.

Осознав, что в реальности воды использовал в разы меньше, москвич кинулся к управдому с просьбой снять показания счетчиков и пересчитать плату в соответствии с ними. Из управляющей компании прислали сантехника, тот все зафиксировал, но перерасчета так и не последовало. Снова пришлось вмешиваться жилищным инспекторам, и только после этого счет скорректировали, причем сразу на 20 тысяч рублей!

Запаситесь терпением

Так как же бороться с нерадивыми управдомами, которые намеренно, а иногда по недосмотру заставляют людей платить по завышенным тарифам? Эксперты говорят, что рецепт один - быть внимательными и терпеливыми. Чаще всего выявить нарушение можно по платежке - главное знать, откуда там берутся цифры. А их либо устанавливает город, что бывает чаще, либо сама управляющая компания с одобрения жильцов.

Простой пример - известная всем графа "содержание жилья". В нее входит целый перечень услуг: от обслуживания лифта до уборки подъезда. Для квартир, расположенных на втором и последующих этажах в домах с лифтом и мусоропроводом, этот тариф в Москве составляет 29,04 рубля. А в домах без мусоропровода - уже 26,80. Эта сумма взимается за один "квадрат" общей площади квартиры. То есть если у вас "двушка" на 50 кв. м, то в первом случае вы заплатите 1452 рубля в месяц, а во втором - 1340. Экономия больше 100 рублей, но москвичи ее зачастую не получают. Известно много случаев, когда жильцы решали отказаться от мусоропровода и заваривали его, он не работал с момента постройки дома или находился на ремонте, но деньги за его обслуживание УК все это время собирала.

Так что для начала сравните тарифы в своей платежке с официальными - они размещены на сайте департамента экономической политики и развития mos.ru/depr в разделе "тарифная политика". Если изучать официальные бумаги не хочется, то для любителей современных технологий есть еще онлайн-калькулятор жилищно-коммунальных услуг. Просто переходите по адресу depr-4-trp.mos.ru и заполняйте все графы. Многие из них могут заполниться автоматически, как только вы забьете адрес своей квартиры. Если итоговая сумма окажется существенно выше, чем в официальной платежке, - повод разобраться, что к чему.

"Если вы обнаружили значительное завышение обычного платежа в квитанции или не согласны с начислениями по другой причине, то лучше сначала обратиться в управляющую компанию, - посоветовали "РГ" в Мосжилинспекции. - Если там объяснять не хотят или ответ вас не устраивает, напишите нам и отправьте письмо по почте или через сайт mos.ru/mgi. Желательно сопроводить письмо копиями квитанций".

Кстати

Калькулятор научит считать и экономить

На странице коммунального калькулятора depr-4-trp.mos.ru собраны информационные справки об оплате ЖКУ. В них, например, есть полезные советы о том, как эффективно расходовать коммунальные ресурсы и экономить на их оплате. Там же можно изучить и законы в сфере ЖКХ.