27.03.2019 08:02
    Поделиться

    Сибиряк с феноменальной памятью станет ведущим проекта "Запомнить все"

    Новосибирец Константин Дудин помнит число Пи до тысячного знака, способен выучить длинное стихотворение за несколько минут и без единой ошибки воспроизвести последовательность 52 карт в колоде, единожды ее увидев. При этом феноменальной свою память сибиряк не считает: развить такие способности может каждый, стоит лишь подойти к делу с умом. И он готов доказать это: 30 марта телеканал "Наука" начинает показ цикла передач "Запомнить все", в котором мнемотехник Константин Дудин будет ведущим.
    Предоставлено Константином Дудиным

    Что представляет собой ваш проект?

    Константин Дудин: Главная цель - показать, что потенциал человеческого мозга можно значительно расширить. В принципе мнемотехника - не более чем алгоритм, определенная последовательность приемов, которая позволяет запоминать большой массив информации. Для этого все "исходные данные" мы переводим в образы, ведь именно ими мыслит и помнит человек.

    Не столь важно, что необходимо запомнить, главное, выстроить для себя цепочку образов и перевести их в особый код. Так, один из героев нашего шоу учит страницу текста на китайском языке, совершенно ему незнакомом. Школьник без проблем запоминает даты правления и портреты представителей династии Романовых. А студент-медик - латинские термины анатомии человека. Главное, чтобы информация была полезна. Мастера мнемотехники могут удивлять людей настоящими фокусами, но мне кажется, способности к запоминанию нужно пускать прежде всего в практическое русло.

    Но ведь и цепочку образов нужно запомнить, не проще ли просто выучить ряд цифр?

    Константин Дудин: Наша память использует образы, даже для того, чтобы запомнить числа. Например, чтобы "записать" в свою память какое-то множество чисел, мнемотехники используют буквенно-цифровое кодирование, либо систему "человек - действие - предмет". Каждое число - определенный образ, закрепленный за составляющими его цифрами. Недавно мы ставили эксперимент с человеком, не владеющим мнемотехникой. Он смог запомнить за минуту семь чисел из тридцати и ошибся на восьмом. Я же помню все тридцать до сих пор и могу воспроизвести их даже в обратном порядке.

    Например, число 76 я запомнил как "сажа", 54 - "печь". Каждый слог образа обозначает цифру. Если смотреть на это поверхностно, понять, пожалуй, не так просто, но разобравшись в методологии, человек открывает для себя новые возможности. То же самое работает с текстом на иностранном языке или визуальной информацией.

    Пожилой человек может стать мнемотехником?

    Константин Дудин: Если говорить об ухудшении памяти с возрастом, то чаще всего виной этому становится бездействие. В то же время преподаватели вузов работают и десять, и двадцать лет после выхода на пенсию: они не просто помнят свой предмет, но отличаются способностью к острому мышлению, потому что ежедневно обрабатывают информацию, общаются со студентами, отвечают на вопросы. Большинство же пенсионеров, к сожалению, остается без подобной тренировки.

    Просмотр телевизора практические исключает умственную активность - это "залипание" на череде картинок. И даже механическое чтение не гарантирует развития памяти - важна обработка, осмысление прочитанного. Но если человек не задействует какие-то клетки мозга, со временем организм "решает", что они не нужны, происходит их отмирание. А ведь клетки мозга не просто связаны с внутренними органами или мышцами, а контролируют их деятельность. И чем дольше мы сохраняем жизнь нашим нейронам, тем дольше остается "в работе" и весь остальной организм. Так что тренировка памяти - ключ к долголетию.

    Определенный рацион питания может улучшить память, есть ли какие-то "чудо-продукты"?

    Константин Дудин: И да, и нет. Дело в том, что любые продукты, богатые витаминами и другими полезными веществами, лишь создают благоприятную среду. Однако если человек не занимается умственной деятельностью, то эта среда остается невостребованной. Как-то я проводил эксперимент с ноотропными препаратами, которые свободно продаются в аптеке. Заметного улучшения скорости запоминания не было.

    Однако, создавая благоприятную для работы мозга среду, отказавшись от вредных продуктов и увеличив долю витаминов в рационе, тренировать работу мозга и памяти можно с большим эффектом. Это касается и мнемотехники, которая помогает ребенку повысить успеваемость в школе, служащему - читать доклады "без бумажки", а актеру - учить роль. Тренировать мозг вполне можно и дома. Например, отлично развивает память судоку или хорошо составленный сканворд.

    Ключевой вопрос

    Многие считают, что у представителей поколения гаджетов плохая память: зачем что-то учить, если всегда можно посмотреть информацию в сети. Вы с этим согласны?

    Константин Дудин: Это заблуждение. Более того, память сегодняшних детей в целом более развита, чем у их сверстников двадцать-тридцать лет назад. Ведь количество информации, которое дети улавливают и перерабатывают, сегодня значительно выросло. В том числе благодаря гаджетам. Огромное разнообразие данных, полученных из Сети, детский мозг запоминает, но только если это ему нужно, если это интересно ребенку.

    Или, скажем, компьютерные игры - отличная тренировка. Конечно не те, где нужно просто пробежать уровень, а масштабные игры с историей, с открытым миром. Ребенок запоминает большие карты, свободно ориентируется в виртуальном пространстве. Можно привести в пример симулятор танковых баталий. Спросите у любого его поклонника, он расскажет вам все о танках эпохи Второй мировой - от калибра до максимальной скорости и толщины брони. Потому что ему это интересно. И запоминание таких деталей влияет на развитие памяти в целом.

    Поделиться