Это второй полнометражный фильм Антона Бильжо. Первый - "Рыба-мечта", черная комедия с элементами мелодрамы - снят в 2016 году по его собственному сценарию и без господдержки. Здесь сценарий написали Сергей Тарамаев и Любовь Львова, авторы фильмов - сценаристы и режиссеры - "Зимний путь", "Метаморфозис".
- Чужой сценарий - это некий стресс, но он понравился мне, я нашел там много своего, - признался Бильжо. - Название было другим - "Люблю тебя ненавидеть". В процессе работы, с легкой руки одного из консультантов, появилось новое - "Амбивалентность".
Интригующая, таинственная история, с элементами триллера. Два друга, студенты, будущие психотерапевты, по-разному воспринимают жизнь. Один хочет поступать правильно. Второй - ставить эксперименты. Один - прилежный ученик. Второй - нарушитель спокойствия. Но выдержит ли их дружба испытание страстью к одной женщине? Одному она мать, у другого - роман с ней. Любовь и ненависть, страсть, ревность, безумие, зависть - такие знакомые нам всем чувства. Слоган фильма: "Безумие ближе, чем кажется".
- Мне близки оба героя. Фильм делится на две части. Одна - история глазами Петра, другая - глазами Стаса. Было интересно наблюдать за их жизненными позициями. Один боится вступить в жизнь, другой, наоборот, находится внутри, крушит все границы. Интересно, как они взаимодействуют. Герои находятся в кризисе, пытаются найти какую-то норму для себя. Фильм о том, как людям иногда сложно понять свои чувства, - говорит Антон Бильжо.
После просмотра - встреча со зрителями. Съемочной группе задавали много вопросов. Какой смысл вложили в финал? Как подбирали музыку? Какие чувства, мысли вкладывали в ту или иную сцену? Даже такой:
- Для чего в фильме откровенные сексуальные сцены?
- Их всегда интересно снимать, - отшутился режиссер.
Спросили, какой город заложен в фильм - Москва или любой другой российский? Снимали в Москве и только одну сцену - музейную - в Петербурге, потому что Пушкинский музей не пустил киношников. Однако, по словам режиссера, не важно, в каком городе происходит действие.
Рассказали, что на площадке было несколько консультантов по психиатрии, профессионалов - пригласили их, чтобы избежать ошибок в терминологии и не только.
Как создатели отнеслись к тому, что в зале часто раздавался смех?
- Мы относимся с трепетом к тому, что делаем. Если людям смешно - это приятно, я закладывал в эту историю юмор, - ответил режиссер.
- Без юмора, наверное, очень тяжело было бы смотреть этот фильм, - считает Егор Морозов.
- Даже если бы фильм пришел посмотреть всего лишь один человек, нам было бы приятно показать ему наше кино, - реплика Данила Стеклова. - На премьере в Москве в большом зале, "тысячнике", тоже смеялись, а вот летом на кинофестивале в Выборге никто не смеялся.
Многие благодарили Бильжо, актеров за картину. Одна женщина отметила: "Это актуальное кино про современную женщину".
У обоих артистов это первые большие, главные роли в кино.
- Это был хороший опыт, невероятное путешествие, - поделился Егор Морозов. - Потрясающий сценарий. Когда я пришел на пробы, сказал режиссеру, что не знаю, как это играть, но очень хочу проверить эту историю своими нервами, душой. Мне хотелось прожить ее, чтобы разобраться в себе и что-то сказать на эту непростую тему. Да, амбивалентность во всех нас.
28 марта фильм выходит в прокат.
Антон Бильжо - сын известного психиатра, карикатуриста и шоумена Андрея Бильжо. Бильжо-старший появляется в фильме в эпизоде.
На премьеру пришел Лев Щеглов, доктор медицинских наук, профессор, известный сексолог и психотерапевт. Его попросили дать оценку картине.
- Скажу как зритель: мне очень понравился фильм. На мой взгляд, это настоящее кино, интересное, захватывающее. С великолепной режиссурой, хорошим сценарием, блестящими актерскими работами. Поздравляю создателей.
Увиденное еще должно отлежаться у меня в голове. Фильм с сильной тематикой. О том, как это ни парадоксально звучит, что в психиатрии, которая многим представляется наукой темной, загадочной и сугубо объективной, есть жесткие правила. Сошедшая с ума, говоря простым языком, главная героиня теперь будет жить по правилам. А мы все живем не по правилам. Новое время спутывает все. Мы понимаем, насколько XXI век перемешивает то, что казалось нормальным еще 20 лет назад и ненормальным 25 или 15 лет назад.
Понятие "амбивалентность" ввел великий психиатр Блейлер. А потом стал развивать Фрейд, уже применительно к психологии. И мы все амбивалентны в чем-то. В фильме мы видим двух героев, которые противоположны друг другу и в то же время, как двуликий Янус, не могут друг без друга. Один руководствуется порывами, человеческими страстями, а второй придавливает правилами, воспитанием, скромностью, нерешительностью, что вроде бы гораздо лучше, нежели первый, а в итоге он оказывается расчетливым убийцей, а брутальный первый, возможно, гораздо более искренен.