На слово "Годунов" на портале "История.рф" в день приходится более 50 тысяч кликов.
- Фильм вызвал шквал интереса к истории, - говорит исполнительный директор РВИО Александр Барков. - Залогом интереса стало высокое качество телепродукта. "Годунов" через воссозданный быт дал прикоснуться к истории. А мы решили через "Стрелецкие палаты" - здание XVII века думного дьяка Титова, где костюмы сериала словно оживают, даем людям шанс самим увидеть, во что одевались наши предки и даже что-то потрогать.
На открытии выставки главный художник по костюмам сериала Наталья Салтыкова держалась в тени. Автор идеи - создать для сериала аутентичные костюмы, но из современных материалов, удобных в носке, она обожаема актерами и почитаема историками. Например академиком РАН Сергеем Карповым, который отмечает, что художнику удалось добиться максимального сходства костюмов с историческими.
Салтыкова вспоминает, как перед поездкой в Стамбул она в научной библиотеке МГУ изучала книги по истории костюма. Там ее осенило: именно иконы, парсуны, миниатюры, летописи для нее, дизайнера одежды, - ориентиры "лица" костюма. Потом в Стамбуле, где, как и века назад, создают византийские материи, близкие по составу и орнаменту к тем, что использовались на Руси, она, рассмотрев узоры, укрепилась в верности своего подхода.
- Предки были мудрыми, - делится Наталья Салтыкова, - они наделяли костюмы символами - религиозными, государственными, символами цвета. Когда я поняла, что шубы говорят, родилась идея костюма Ивана Грозного, уже не парадного, уставшего от жизни, но волевого - темно-зеленого с состаренной позолотой. И наоборот, парадные одежды его сына Федора - это золото с царскими регалиями - бармой, украшенной текстами из Библии, минии иконами и символами власти.-
Причем если ткани были куплены в Стамбуле, то шелк вручную соткан мастерами Новоспасского монастыря, а сапоги сшиты обувщиками Санкт-Петербурга. Эти костюмы и обувь, расшитые драгоценными камнями, жемчугом, золотыми нитями и натуральными мехами, шились по полтора года.
- Сергей Маковецкий, исполнитель роли Грозного, когда увидел сапоги из бахромы и жемчуга, - гворит Салтыкова, - удивился: "Как такую ценность стаптывать?" И расстроился еще больше - сапоги оказались велики. Но он ас. "Отлично! - говорит. - Буду в них ходить и шаркать. Глядишь, и ноги не натру, и в образ попаду".
Этот же подход - создание костюма через образ героя - Салтыкова использовала в костюмах Бориса Годунова (Сергей Безруков), Марии Скуратовой (Светлана Ходченкова) и Малюты Скуратова (Виктор Сухоруков). Годунову она придумала воротник с козырьком - символом боярина-модника, что отразило дух Годунова-реформатора. Марию она одела в белые цвета - символ траура в средние века. И по контрасту - ее наряды "для выхода в люди", золотые, что нехарактерно для женщин той эпохи, передают ее жажду власти. Долго не давался образ опричника Малюты Скуратова. Он, как известно, демонстративно носил грубую монашескую рясу. Салтыкова взяла и под нее "поддела" башлык - кричаще богатый, расшитый драгоценностями кафтан.
- Да это не костюм, это машина времени! - воскликнул исполнитель роли Малюты Виктор Сухоруков. - Мне в нем и играть не надо. Просто переносишься в то время - с той осанкой, с той походкой, с теми движениями и воздухом.
Вот этим воздухом эпохи и дышит выставка "Годунов. За кадром".