Сфера покупки-продажи объектов недвижимости, особенно загородной, всегда чутко реагирует на общие экономические процессы, происходящие в стране и мире. Плавное снижение загородного сегмента рынка после пика продаж в 2013 году в 2017-м достигло своего очередного дна. Было отмечено самое низкое количество заключенных сделок за последнее десятилетие. Число желающих купить "домик за городом" в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшилось почти наполовину, причем как в сегменте элитного жилья, так и среди относительно недорогих объектов. Аналитики и риелторы связывают это с общим снижением покупательской способности, которая еще до конца не восстановилась, в частности, после валютного кризиса 2014 года.
Загородка как второе жилье (в большинстве случаев), требующее на порядок больших расходов по сравнению с городской квартирой, оказалась в числе предметов роскоши, покупку которой часть граждан решила благоразумно отложить до лучших времен. А кому-то пришлось и спешно продавать дома, содержание которых стало слишком разорительным. Причем продавать по "смешным" ценам, которые даже близко не соответствовали цене покупки.
Однако после резкого падения неизбежен отскок, и, похоже, именно это мы и наблюдаем уже сегодня. По данным аналитиков компании "KASKAD Недвижимость", в течение всего 2018 года наблюдался достаточно равномерный спрос на "загородку", без ярко выраженной сезонности.
Интересно, что каждый четвертый покупатель в 2018 году остановил свой выбор на квартирах в малоэтажных корпусах, или в таунхаусах. На долю сделок с таунхаусами, а также их модными разновидностями, такими как британхаусы, квадрохаусы, дуплексы, мезонеты (французская разновидность таунхаусов) пришлось почти 10 процентов от всех покупок. За последние два года этот показатель увеличился в два раза и, как предсказывают эксперты компании, в ближайшие годы продолжит расти.
Почему же все-таки малоэтажки стали драйверами загородного рынка? "Таунхаус - это скорее промежуточный выбор между квартирой и загородным домом, - поясняет член совета Гильдии риелторов Москвы Роман Вихлянцев. - Таунхаусы в большинстве случае приобретают как основное жилье - в этом его принципиальная разница с загородным домом. Правило, конечно, не безусловное, но такая тенденция прослеживается".
По наблюдениям участников рынка, покупатели таунхаусов - это, как правило, молодые семьи и люди, работающие удаленно. Они хотят чуть больше простора, чем дает квартира, а также хотят быть чуть поближе к земле.
Поколению миллениалов, активному и зарабатывающему, но в то же время куда менее склонному к внешним проявлениям роскоши, похоже, вполне подходит концепция комфортного и уютного, но в то же время экономного дома, каким является таунхаус. В личном распоряжении каждого владельца таунхауса кроме самого жилья, как правило, находится место для парковки или гаража, микрогазон и в общем-то все. Уединиться, как в отдельном доме, здесь будет, конечно, сложнее, зато чтобы пригласить друзей на шашлыки места вполне хватит.
По затратам на текущее обслуживание таунхаус занимает промежуточное положение между квартирой и загородным домом. По словам Романа Вихлянцева, многое зависит от таких инфраструктурных вещей, как наличие газа и отопления. Есть проекты таунхаусов с централизованным отоплением либо с индивидуальным отоплением. Но в основном таунхаусы сегодня подразумевают централизованную систему коммуникаций, хотя бы на поселок.
Запросы покупателей таунхаусов как основного жилья достаточно типичны: дома должны быть расположены не очень близко к Москве, но и не дальше 30 километров, в приоритете - продуманные проекты с хорошей инфраструктурой, обязательно наличие школы и детсада. "То есть девелоперам необходимо прежде всего думать, как во всем этом люди будут жить после покупки, - уверен Роман Вихлянцев. - Тем более, это не самые дешевые покупатели - для регулярных поездок (учитывая проблемы с общественным транспортом за городом) у них как минимум уже есть автомобиль".
При покупке таунхауса надо иметь в виду, что это крупная многофункциональная застройка. На рынке уже давно работают большие специализированные компании, у которых красивые проекты, объекты. Есть компании, которые "сочиняют" общий дизайн поселка, например, в западноевропейском стиле, продумывая все, вплоть до расположения лавочек.
"Значительный рост интереса к таунхаусам связан с тем, что такой формат в полной мере отвечает требованиям современных покупателей. Он совмещает в себе доступную цену, высокое качество строительства, комфорт и приватность. Качественные поселки таунхаусов отличаются хорошим местоположением и развитой внутренней инфраструктурой, без которой многие покупатели, в принципе, отказываются рассматривать проект", - отметила заместитель генерального директора, директор по маркетингу компании "KASKAD Недвижимость" Ольга Магилина.
Еще одним драйвером спроса на таунхаусы, а также на квартиры в малоэтажных домах, стала доступная ипотека. Именно эти форматы оказались в лучшем положении, так как попадают под действие 214-ФЗ и позволяют оформить ипотечный кредит без особых проблем.