28.03.2019 17:44
    Поделиться

    Кинотеатр "Иллюзион" подготовил ретроспективу памяти Марлена Хуциева

    Ретроспектива продлится три месяца: с 27 марта по 30 июня. Кроме всех фильмов Марлена Хуциева, в нее включены три версии "Заставы Ильича" и редкие документальные картины, плюс - ленты, где Марлен Мартынович был сценаристом или актером, или художественным руководителем. Также будут показаны фильмы его учителей Игоря Савченко и Бориса Барнета и картины его учеников - Василия Пичула, Бакура Бакурадзе и Ильи Хржановского.

    Это редкая возможность увидеть творчество мастера в развитии и контексте истории отечественного кинематографа. Причем не в цифровой проекции, а с 35 мм пленки из коллекции Госфильмофонда России.

    Вход на все показы свободный, по регистрации на сайте:

    Вот лишь 11 фильмов из этой ретроспективы.

    1. Любимый фильм Марлена Хуциева.

    "Чапаев", Георгий Васильев, Сергей Васильев, СССР, 1934, 93 мин. В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит

    Один из любимых фильмов Марлена Хуциева, о котором он всегда вспоминал. Вот как он рассказывал ещё о своих детских впечатлениях о нём: "Пошли первые кадры, а я даже слова этого еще не знал, зазвучала музыка - она в довоенных фильмах особая, послышались колокольцы, бубенцы, и вдруг откуда-то на экране выскочила тройка... Потом еще один кадр, еще - все очень просто, естественно. Бабочкин, Фурманов, фильм "Чапаев", Чапаев в нем, Петька - все это стало так близко нам всем. Мы в пионерском лагере играли, как все мальчишки того времени, в "Чапаева”. Мне, правда, почему-то доставалась роль белого офицера, который стреляет в плывущего Чапаева, этого офицера подстреливают, и он падает. Я очень хорошо падал, это ребята заметили, и мне выпала эта роль".

    2. Фильм учителя, в честь которого Марлен Хуциев назвал главного героя "Весны на Заречной улице".

    "Случайная встреча", Игорь Савченко, СССР, 1936, 65 мин. В ролях: Евгений Самойлов, Галина Пашкова, Валентина Ивашева, Петр Савин

    В 1952 году Марлен Хуциев окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Савченко. Он всегда тепло вспоминал своего мастера, в его честь назвал главного героя "Весны на Заречной улице", был рад обсуждению картин Савченко. "Случайная встреча" - один из шедевров режиссера, где дебютировал Евгений Самойлов. По форме сталинская комедия, моральная история об адюльтере, нежелании делать аборт, матери-одиночке, "Случайная встреча" примечательна не только смелостью, но и тем, как тонко и виртуозно Савченко преодолевает навязанный временем дидактизм.

    3. Фильм, в котором Марлен Хуциев был вторым режиссером, а Леонид Гайдай - актером: "Ляна", Борис Барнет, СССР, 1955, 78 мин.

    В ролях: Кюнна Игнатова, Леонид Гайдай, Александр Шворин, Раднэр Муратов, Муза Крепкогорская

    В этой поздней комедии Бориса Барнета впервые в кино работал Леонид Гайдай как актер и как режиссер-практикант, а Марлен Хуциев выступил вторым режиссером. Пусть это и не самая успешная картина Барнет, но в середине 1950-х песню про Ляну (кстати, единственный раз в его режиссерской практике) будет петь буквально вся страна.

    Вот как Марлен Хуциев вспоминал свою работу у Барнета: "Во время съемок "Ляны" Барнет дважды поручал мне самостоятельно снимать несложные сцены. Одна из них была в правлении совхоза, и Барнету, судя по всему, самому очень не хотелось с этим возиться. Я кое-как снял, чувствовал себя чрезвычайно скованным, ничего толком не мог придумать. Но, конечно, эти самостоятельные съемки были для меня важны. Я видел, как работает Барнет, как в самом незначительном куске он старается найти точные, необходимые подробности… Все это постепенно накапливалось, складывалось в один большой урок мастерства. И пусть это была совсем несложная, в общем-то, проходная для Барнета картина, но именно тогда я ощутил всем существом, что наша профессия вовсе не заключается в том, чтобы крикнуть: "Мотор!" (Он так и не научился снимать по заказу (Запись Тамары Сергеевой) // Киноведческие записки; опубликовано на сайте "Чапаев").

    4. Первая полная версия фильма "Застава Ильича".

    "Застава Ильича. Первая версия", Марлен Хуциев, СССР, 1962. В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская.

    Первая версия фильма, законченного в 1962, с тех пор никогда публично не демонстрировалась. Как говорил сам Марлен Хуциев: ”Застава…”, конечно, в значительной степени личная картина. Я даже говорил, что эти три героя - это я. Один - мои внутренние сомнения, поиски. Второй - мое тогдашнее семейное положение. Наконец, третий - тот, каким бы я хотел бы быть".

    Хуциев к тому времени был на поколение старше своих 20-летних героев, поэтому в качестве соавтора сценария он пригласил 22-летнего студента ВГИКа Геннадия Шпаликова.

    Во многом благодаря ему была поставлена знаменитая сцена вечеринки в "Заставе Ильича", где среди гостей, помимо других молодых кинематографистов, можно увидеть Тарковского, Кончаловского и Наталью Рязанцеву. Еще две ключевые сцены - первомайская демонстрация и литературный вечер в Политехническом музее, где выступали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина.

    "Режиссера просили вырезать почти половину сцен: литературный вечер в Политехническом музее, поход на выставку в музей Пушкина, танцы на квартире друзей со свечами, ночевку у случайной знакомой, разговор Сергея со своим отцом и отцом Ани, неудавшаяся вербовка Коли Фокина в стукачи. Но первая авторская версия не была уничтожена в шестьдесят втором году. Она хранилась и хранится в Госфильмофонде" (Анна Мальгина).

    5. Фильм, в котором Марлен Хуциев участвовал как актер.

    "Гори, гори, моя звезда", Александр Митта, СССР, 1969, 92 мин. В ролях: Олег Табаков, Олег Ефремов, Елена Проклова, Евгений Леонов, Марлен Хуциев.

    Рассказывает режиссер Александр Митта: "В картине "Гори, гори, моя звезда" Марлен сидит с завязанными глазами и пытается убить главного героя. При этом его персонаж не понимает, что он единственный, кто ведет себя по полной программе ненависти к врагу. А три других офицера играют в ненависть, благородство, безрассудство, заняты "искусством имитировать".

    Эта сцена имела непредсказуемые последствия. Я позвал для нее трех режиссеров: Володю Наумова, Константина Воинова и Марлена, чтобы враги белые были с интеллигентными лицами. Но в это время Андрей Тарковский в роли белогвардейца сжег в топке паровоза главного героя фильма "Сергей Лазо", где Андрей был одним из авторов сценария. И министр культуры возмутился: "Что за моду завели режиссеры?! Нацепят белогвардейские погоны и убивают героев-коммунистов!" Марлен Хуциев сыграл в нем свою лучшую роль в кино, вдобавок единственную комедийную. Очень жалко, что он к своему таланту актера отнесся без внимания, а мог бы стать настоящей звездой". ("Искусство кино", 2015).

    6. Первый документальный фильм Марлена Хуциева.

    "Алый парус Парижа", Марлен Хуциев, СССР, 1971, 82 мин.

    Фильм был снят для ТВ к 100-летию Парижской коммуны. "Алый парус Парижа" - первый документальный фильм Марлена Хуциева. Он практически неизвестен современному зрителю. Это историческое эссе, альтернативный политический путеводитель по городу. Среди героев фильма знаменитые французские коммунисты Жак Дюкло, Жорж Сориа, Огюст Жилло.

    Больше всего завораживает взгляд Хуциева на Париж, любопытствующий, не скрывающий восхищения, но остающийся книжным, жадным до утопии. Быть может, никогда еще французская столица не походила так на столицу социализма, как в этом фильме.

    7. Незавершенный фильм Михаила Ромма, который монтировали Марлен Хуциев и Элем Климов.

    "И все-таки я верю...", Михаил Ромм, Марлен Хуциев, Элем Климов, СССР, 1974, 120 мин. Документальный.

    "И все-таки я верю" сначала должен был называться "Мир-68", а потом "Мир сегодня". Он задумывался как пристрастный и масштабный фильм-эссе об истоках двадцатого века и окружающей реальности… К сожалению, он не успел его закончить и никогда не увидел завершенным: монтажом занимались Марлен Хуциев, Элем Климов и Герман Лавров.

    Вот, как о работе рассказывает Хуциев: "Я выбрал начало, потому что сохранились две фонограммы Ромма, называвшиеся "Я - ровесник века". Их Михаил Ильич наговаривал специально для картины. За основу работы я взял именно эти фонограммы, чтобы перекинуть мост от "Обыкновенного фашизма". Чтобы был его голос, его авторская интонация… А в финале решено было процитировать слова "И все-таки я верю, что человек разумен..."

    8. Фильм Петра Тодоровского, где Марлен Хуциев снова выступает как актер.

    "В день праздника", Петр Тодоровский, СССР, 1978, 87 мин. В ролях: Николай Пастухов, Людмила Зайцева, Геннадий Корольков, Алла Мещерякова, Марлен Хуциев.

    Петр Тодоровский - ближайший друг и соратник Марлена Хуциева. Он дебютировал в кино как оператор на "Весне на Заречной улице", там же исполнил на гитаре песню "Когда весна придет". Затем сыграл ключевую роль в фильме "Был месяц май" - для  Хуциева был важен личный опыт Тодоровского-фронтовика. "В день праздника" не самая известная картина Тодоровского, где Хуциев сыграл одну из своих редких актерских ролей.

    9. Фильм ученика Марлена Хуциева. Фильм, ставший "визитной карточкой" нового отечественного кино эпохи перестройки.

    "Маленькая Вера", Василий Пичул, СССР, 1988, 128 мин. В ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Александр Алексеев-Негреба.

    Василий Пичул окончил в 1983 году первую мастерскую Марлена Хуциева во ВГИКе. Его "Маленькая Вера" - один из канонических фильмов восьмидесятых, ставший символом Перестройки.

    Вот как Марлен Хуциев в 1986 году рассказал о своем опыте педагогической работы: "…Надо, конечно, помнить всегда, чью эстафету ты принимаешь. Помню, что еще студентом я с трепетом проходил мимо живых легенд. Рядом с нами ходили Довженко, Пудовкин, Эйзенштейн, который, к несчастью, умер в тот самый день, когда на нашем курсе должна была быть его первая лекция. Я был свидетелем очень интересных работ курса С. А. Герасимова. Мне повезло в том, что я учился у замечательного мастера советского кино И. А. Савченко и у старейшего замечательного педагога, связанного с истоками ВГИКа Сергея Константиновича Скворцова. И сегодня я имею честь руководить вместо Сергея Константиновича мастерской, что накладывает на меня особые обязательства".

    10. Фильм ученика Марлена Хуциева. Того самого, чей международный проект "ДАУ" стал одним из самых обсуждаемых этой зимой.

    "4", Илья Хржановский, Россия, 2004, 126 мин. Сценарий Владимир Сорокин, Илья Хржановский. В ролях: Марина Вовченко, Сергей Шнуров, Юрий Лагута, Леонид Федоров, Константин Мурзенко.

    Илья Хржановский - ученик Марлена Хуциева. Вот что он говорил о мастере журналу "Искусство кино": "Выбирая между Берлинской академией кино и ВГИКом, я выбрал ВГИК, потому что в том году, когда я поступал, набирал курс Марлен Мартынович Хуциев. Именно он научил меня такому необходимому для режиссера качеству, как умение держать удар, отстаивать свои собственные художественные взгляды и одновременно слышать других, делать только то, что считаешь необходимым, идти в этом до конца и не идти ни на какие компромиссы" ("Искусство кино, №9, 2015).

    11. Фильм, который позволяет увидеть Марлена Хуциева на съемках последней своей картины.

    "Хуциев. Мотор идет!", Петр Шепотинник, Россия, 2015, 84 мин. Документальный

    4 октября 2015 года Марлену Мартыновичу Хуциеву исполнилось 90 лет. Не думая об отдыхе или пенсии, он продолжал работать над новым фильмом "Невечерняя" о двух встречах Льва Толстого и Антона Чехова. Хуциев всегда доверял Петру Шепотиннику и Асе Колодижнер и допустил их на съемки, где авторы смогли снять как рабочий процесс, так и беседы с режиссером о его творческом методе.

    Поделиться