В целом же в этом году круизные суда причалят к приморским берегам как минимум 16 раз.
- Мы ожидаем прибытия уже известных приморцам лайнеров и "новичков". Например, в апреле и мае край трижды посетит хорошо знакомая нашим жителям Costa NeoRomantica, в мае, сентябре и октябре пять раз зайдет Costa Serena. Снова встретим суда Ocean Dream и Diamond Princess. Впервые в крае побывают "голландцы" Maasdam и Westerdam, - отметил генеральный директор Владивостокского морского терминала Валерий Нагорный.
Кстати, в этом году после двадцатилетнего перерыва Владивосток вернет себе статус порта начала и окончания круизов - местные жители смогут купить билет и отправиться в круизное путешествие прямо из родного города: дважды в мае и дважды в сентябре.
По словам руководителя агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Елены Стратоновой, количество судозаходов международных лайнеров в Петропавловск-Камчатский в текущем году возрастет до 28 (в прошлом году - 12). В сахалинский порт Корсаков круизный лайнер Diamond Princess зайдет не менее четырех раз (в 2018-м - три). Кроме того, планируется столько же заходов еще двух судов, которые ранее не появлялись в портах Сахалина. На Чукотку круизные суда заходили в минувшем году 11 раз.
Морской круизный туризм стал особым сегментом развития отрасли на Дальнем Востоке. Каждый год Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Корсаков встречают огромные морские лайнеры с тысячами иностранных гостей на борту. Однако препятствием на этом пути по-прежнему остается недостаточное развитие портовой инфраструктуры и затянутая процедура прохождения паспортного контроля.
- В декабре 2018-го завершен основной этап работ по доведению глубин 1-го и 2-го причалов Владивостокского морского порта до нормативных требований. Благодаря этому в сентябре нынешнего года край планирует принять суда такого крупного круизного оператора, как Royal Caribbean, - говорит директор департамента туризма Приморья Константин Шестаков.
Но вот увеличить скорость прохождения паспортного контроля пока не удалось. Путешествующие на морских лайнерах туристы на ночь в городе не остаются, на знакомство с городом в их распоряжении восемь-десять часов, почти три из которых уходит на пограничные формальности.
Оставляет желать лучшего инфраструктура порта Корсаков, где до сих пор нет пассажирского терминала с пирсом для круизных судов. Он должен был появиться в 2017 году, потом дату перенесли на 2018-й, но, похоже, вряд ли это случится и нынче. Кроме этого, корсаковскому порту нужно провести дноуглубительные работы.
А вот в Петропавловске-Камчатском в прошлом году реконструировали некоторые причалы, теперь там могут швартоваться пассажирские суда длиной 294 метра и осадкой 9,4 метра. По данным главы ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" Владимира Шутько, последний раз суда такого класса причаливали в порту в середине 1990-х годов.
Тем временем у иностранных туристов, особенно из Германии и США, набирают популярность экспедиционные маршруты вокруг островов Северного Ледовитого океана - Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, вдоль Чукотки с посещением острова Врангеля, вокруг берегов Сахалина и Камчатки с заходом на Командорские и Курильские острова. По данным Ростуризма, визиты круизных судов в ЧАО возможно увеличить в четыре раза.
На недавней встрече в администрации Приморского края собственник группы компаний United Exchange/Sun Group Цзян Юйсян (КНР) заявил, что его фирма рассматривает возможность организации регулярных круизов между Владивостоком и провинцией Ляонинь.
Ряд новых мер поддержки туризма в ДФО намечено внедрить в 2019 году. Среди предложений - субсидирование процентной ставки по кредитам в размере до пяти процентов для новых инвестпроектов. Планируется профинансировать установку оборудования в двух пунктах пропуска через государственную границу для сокращения времени контроля, введения системы "электронной очереди", автоматического считывания и распознавания государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств. Минвостокразвития России совместно с минтрансом и субъектами ДФО приступило к реализации национальных проектов и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры. Внимание уделят таким территориям, как Командоры, острова Врангеля и Беринга, для развития круизного туризма. Минвостокразвития намерено выйти с предложением подготовить проект создания круизного судна для Дальнего Востока под российским флагом, определить заказчиков строительства и разработать морские круизные маршруты.