28.03.2019 06:23
    Рубрика:

    Как научиться быть успешным в условиях крайней неопределенности

    Нынешние приоритеты государственной и бюджетной политики, национальных проектов я обозначил бы так: человек, инфраструктура и цифровизация. Еще двести лет назад один русский мыслитель сказал, что в нашей стране две большие проблемы - дураки и дороги. В принципе "человек и инфраструктура" - более корректное выражение все того же тезиса. Недаром повестка об образовании заложена во все из двенадцати национальных проектов. Что касается цифровизации, то это не столько технологический, сколько культурный взрыв. Весь мир переживает цифровую трансформацию.

    Проблемы образования и человеческого потенциала в целом, так или иначе, сводятся к выбору из трех позиций - бюджетные расходы, спонсорство или инвестиции. Эти подходы дают совершенно разные результаты. Скажем, лет тридцать назад об образовании говорили преимущественно с позиции расходов: "Если я вам плачу, то вы должны дать мне диплом". Потом пошли разговоры о спонсорстве. И только в последние годы мы все больше видим отношение к образованию как к инвестиции - не только с точки зрения учебного заведения, но и с точки зрения потребителя. Я все чаще сталкиваюсь с другой постановкой вопроса: "Если я в вас инвестирую свое время (или деньги), то я должен получить адекватную отдачу в виде знаний".

    Еще один аспект, который совершенно по-новому ставит проблемы образования, связан с термином "неопределенность". Мне кажется, мы недооцениваем технологические и гуманитарные изменения, которые происходят на наших глазах. Суть их в том, что мы все меньше знаем о том, что нам предстоит. И это, на мой взгляд, говорит о том, что наши профессиональные компетенции должны заменяться адаптивностью - способностью принимать лучшие решения из огромного числа возможных в условиях крайней неопределенности. Недавно в Алтайском филиале РАНХиГС прошла международная научно-практическая конференция "Стратегия развития управления в эпоху персонализации: от человеческого капитала к человеческому потенциалу". Студенты и преподаватели задавали мне один и тот же вопрос - о главной профессии будущего. В моем же понимании нужно просто быть успешным человеком в плане реализованности. А задача учебного заведения - подготовить такого человека. Это очень сложный вызов, и вуз должен создавать среду, при которой человек готов постоянно учиться.

    Надо помнить о глобальности стоящих перед нами вызовов и рисках размывания человеческого капитала. Мы живем в условиях, когда мобилен капитал не только материальный, но и духовный. Еще лет сорок назад человек, желающий жить в развитой стране, должен был непосредственно участвовать в ее развитии. А сейчас издержки, связанные с эмиграцией, гораздо ниже, чем личные вложения, которые требует модернизация экономики своей страны. И человек стоит перед очень тяжелым выбором. Это серьезнейший вызов для нас - понять, что надо сделать, чтобы наши сограждане занимались модернизацией своей страны, а не ностальгировали по ней издалека.