28.03.2019 08:51
    Поделиться

    Почему станкостроение Сибири находится в плачевном состоянии

    Тяжелое машиностроение, в частности - станкостроение России, находится в плачевном состоянии. По уровню комплектующих отставание достигает пятнадцати-двадцати лет, а по оборудованию некоторых технологических участков - до пятидесяти лет. Удивительно, что предприятия умудряются производить современные машины, соответствующие существующим требованиям. Чтобы наверстать упущенное, нужен мощный рывок и крупные инвестиции, срок окупаемости по которым составит не менее трех-пяти лет. Но пока мы наблюдаем инвестиции только в предприятия госкорпораций.

    Что касается заводов, пытающихся самостоятельно жить и развиваться, то получить "длинные" деньги практически невозможно: банки требуют показать план развития предприятия с зафиксированными в нем объемами заказов на предполагаемый срок кредитования, а клиенты не готовы заключать долговременные договоры, пока нет оборудования, на котором их заказ может быть изготовлен. Замкнутый круг. К тому же, если имущество, предлагаемое в залог, не имеет региональных или федеральных аналогов (а наш случай как раз такой - у нас уникальное оборудование), то залог считается неликвидным.

    При оценке перспективности вложений в машиностроительные предприятия банки пользуются шаблонами, которые применимы к торговле, но никак не к производству тяжелых машин и оборудования. Должны быть финансовые структуры, специализирующиеся на кредитовании промышленных предприятий. А пока остается надеяться только на различные фонды поддержки и госпрограммы. При этом денег на всех не хватит. Нужно определить наиболее живые, важные для промышленности предприятия (их не так много осталось в каждой отрасли), которые обеспечат рост экономики. Поддерживать в первую очередь их и не терзать бесконечными проверками со стороны контролирующих ведомств. Пока же складывается впечатление, что декларируемая поддержка малого и среднего бизнеса - это поддержка производителей сухариков и прочей мелкой розницы, а область машиностроения, станкостроения - это уже для госкорпораций, а не для отдельных предприятий.

    Формирование стоимости продукции - отдельный вопрос. Почему-то у нас принято считать, что качественное отечественное оборудование должно стоить в разы меньше импортного. Даже заказчики, у которых без сбоев проработал пресс в течение шестидесяти лет, при его замене ждут, что новый будет поставлен за копейки. Удивительно! Если надежно работающий агрегат сделан по индивидуальному проекту, из лучших материалов, как он может стоить дешево? Ан нет, "всего лишь на двадцать процентов дешевле итальянского". А то, что комплектующие для этого пресса придется следующие шестьдесят лет покупать в той же Италии и на условиях продавца, не учитывается. У нас, как правило, заказывают одну машину. Пять-шесть агрегатов в отрасли - уже очень большой заказ. А малосерийность - это всегда высокая себестоимость, ведь к цене материалов и работы добавляется стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    Неразвитость рынка комплектующих - еще одна проблема. Например, сложные габаритные поковки мы вынуждены заказывать в Иране, чтобы сократить время ожидания.

    Кадровый вопрос в отрасли тесно связан с проблемами, перечисленными выше. У нас средний возраст сотрудника на производстве - шестьдесят лет. При этом интерес к станкостроению у молодежи есть. Обсуждали с ректором Новосибирского государственного технического университета создание группы станко- и прессостроения. Да, есть ребята, которые хотят у нас работать. Но как я могу взять на себя ответственность, сказать: "Учитесь и приходите к нам через пять лет", если не уверен, что им будет куда прийти? Нет горизонта заказов на пять лет вперед. Мы пытаемся вести переговоры с госкомпаниями, но за два года никакого сдвига не произошло.

    Поделиться