В центральных исторических районах Рима запретят кафе на колесах

Рим необходимо избавить от малогабаритных автобусов, торгующих едой и напитками рядом с историческими памятниками. К такому выводу пришел накануне Верховный кассационный суд Италии, отклонивший иск владельца одного из передвижных кафе.
maica/istock

В этом году римские власти начали последовательную очистку исторического центра от объектов, портящих облик итальянской столицы. Первым шагом стало введение с 1 января 2019 года запрета на въезд туристическим автобусам, которые впредь вынуждены останавливаться перед въездом в центр, из-за чего по главным достопримечательностям Рима туристам теперь приходится ходить исключительно пешком. Исключения сделаны для автобусов с группами школьников и маломобильных граждан, а также для трансфертов, которые отвозят туристов к расположенным в центре отелям. Как утверждают в мэрии, без автобусов воздух в городе станет чище, а улицы - безопаснее: только за последние полгода туристические автобусы насмерть сбили двоих римлян.

В ближайшее время городскими властями будут определены точки, где при наличии лицензии будет разрешена торговля с колес

Теперь настал черед кафе на колесах, с которыми местная администрация ведет борьбу уже не первый год. Передвижные кафе стоят на основных туристических маршрутах Вечного города. Работают в них, как правило, иммигранты - выходцы из Юго-Восточной Азии. "Палатки на колесах" пользуются популярностью у туристов, несмотря на то что цены в них кусаются (в среднем бутерброды, напитки и фрукты стоят в два-три раза дороже, чем в стационарных барах), а качество продукции, увы, далеко не всегда соответствуют цене и вызывает огромные сомнения.

"Прощайте фургоны и палатки, расположенные рядом с историческими памятниками! Мы продолжим действовать в интересах сохранения внешнего убранства и соблюдения законности в нашем городе", - написала в своей социальной сети мэр города Вирджиния Раджи, выразив признательность своему предшественнику Иньяцио Марино за то, что он стал инициатором введения мер, нацеленных на улучшение облика римских улиц.

Высшая судебная инстанция постановила, что впредь римские власти наделены полным правом переносить любую торговлю от мест, представляющих историческую и культурную ценность. Таким образом судьи отклонили ходатайство семьи Альфьеро Тредичине, которой принадлежит сеть передвижных торговых палаток.

Однако в постановлении суда не говорится о тотальном запрете передвижных баров. В ближайшее время городскими властями будут определены точки, где при наличии лицензии будет разрешена торговля с колес. Что же касается запрета, то, по всей видимости, он будет действовать в пяти основных пунктах Рима: в районе от площади Святого Петра до Сан Джованни, на Вилле Боргезе, в зоне вокруг центрального вокзала Термини и в прилегающем к нему районе Эсквилино.

Москва

Москва начала отказываться от киосков, ларьков и автолавок, портивших ее облик, еще в 2010 году. И теперь большинство кварталов, очищенных от незаконной торговли, стали новыми туристическими достопримечательностями. Напомню, приводить в порядок город столичные власти начали с площади у станции метро "Улица 1905 года". Мэра Москвы Сергея Собянина возмутили десятки палаток и лотков с сомнительной по качеству продукцией на пути движения пешеходов и транспорта. Памятник участникам восстания 1905 года, установленный там, превратился просто в место сбора подозрительных компаний.

Теперь же площадь изменилась до неузнаваемости. Памятник хорошо виден москвичам и туристам, рядом лавочки, повсюду зелень. Преобразилась и территория у метро на Чистых прудах. Оттуда тоже в 2015 году исчезли разномастные ларьки и кафе на колесах, от которых коммунальщики только успевали убирать мусор. Еду готовили прямо на улице в антисанитарных условиях, зато цены были раза вдвое выше, чем в стационарных заведениях. А еще из автолавок до полуночи звучала громкая музыка, превращавшая жизнь обитателей ближайших домов в испытание децибелами. Власти расчистили город от самостроя. Автолавки если и стали появляться, то только во дворах, но бдительные москвичи такую торговлю быстро пресекали, недовольные тем, что они не только портили облик города, но и занимали парковочные места.

Впрочем, в 2017 году появился было пилотный проект по возвращению магазинов на колесах. В пресс-службе городского департамента по конкурентной политике напомнили, что планировалось разыграть торговые места на юго-востоке, юго-западе и северо-западе мегаполиса возле станций метро, где был дефицит торговых площадей. Но проект так и не стартовал в полную силу. "Столичные власти против мобильной торговли, им хватило печального опыта с находчивыми предпринимателями, убиравшими колеса с фургонов и ставивших их на козлы, а затем и на фундамент. После сноса старых ларьков, обросших всевозможными пристройками, Москомархитектура разработала проекты новых киосков - "Мороженое", "Печать", "Мясо", "Хлеб", которые органично вписались в облик города.

Автолавки же если и могут появиться, то только по согласованию в Москве с главным архитектором, считает глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. И ни в коем случае кафе на колесах не должны стоять на одном месте. Польза от них может быть лишь в жаркий день, когда они переезжают от пляжа к парку, где, кстати, ничего капитального строить нельзя, но пить и есть людям надо. Подобного мнения придерживается и вице-президент Ассоциации "НП "ОПОРА" Владлен Максимов: "На Патриарших прудах, Арбате или Тверской автолавки не нужны, а вот за пределами Третьего транспортного кольца в парках, например, "Кузьминки" или "Коломенское", они были бы очень кстати и вписались бы в местность". Но на подобный эксперимент город пока не готов. Поэтому на данный момент еда по Москве перемещается только в зеленых и желтых сумках курьеров.

Подготовила Ангелина Зеленькова.

Как в регионах

В Казани кафе на колесах возле памятников появляются только при проведении гастрономических фестивалей. Однако недавно Центр развития туризма РТ разработал ночной автобусный тур по историческому центру. Против выступило республиканское ГИБДД. По мнению его главы Дамира Бикмухаметова, маршруты должны быть безопасными для пассажиров.

В мэрии Краснодара рассказали, что деятельность кафе-фургонов на законодательном уровне не урегулирована: нет ясной схемы их регистрации в налоговых органах, и торговля ведется стихийно. Поэтому в воскресенье выпить чашечку можно только у памятника Пушкину или дореволюционного здания Госбанка. "Кафе на колесах удобны - они могут встать в любом общественном месте, - считает Марина Шарапова, руководитель туристско-информационного центра Краснодара. - Но пока это их единственный плюс".

"Для Самары ограничение по торговле с фудтраков неактуально, - рассказал "РГ" представитель торговой сети "У Палыча" Александр Радушин. - Под нее власти определяют места - на набережной Волги, в Загородном парке и других.

Землю получают по конкурсу и платят мэрии аренду. Такая торговля занимает мизерную долю на рынке, это больше имиджевый момент.

В Санкт-Петербурге бум фудтраков пришелся на 2013-2016 годы, после чего они почти исчезли. Сейчас петербуржцам доступны 6-8 фургончиков с едой, которые базируются в общественном пространстве "Порт Севкабель" на Васильевском острове. По словам организатора фестиваля фудтраков Оксаны Бронниковой, самой идеологии такой торговли противоречат, например, санитарные нормы.

В Сочи кафе на колесах можно встретить близ набережной и в Олимпийском парке. Ценник зачастую выше, чем в городских кафе. "Передвижение таких машин невозможно, так как любая проверка приведет к серьезным штрафам, - объясняет президент Ассоциации рестораторов Сочи Анна Нетягина. - По нормам они должны быть подключены к воде и канализации".

Ростовские депутаты предложили легализовать передвижные кофейни, поскольку их услуги пользуются большим спросом. Но вопрос "забуксовал".

- Местным властям деятельность мобильных кофеен невыгодна, - считает владелец фудтрака Сергей Подгорный. - За аренду земли мы не платим, значит, копеечка в бюджет не течет.

Кстати, первая мобильная кофейня появилась в Ростове в 2011 году. Но что тогда, что сейчас нет закона, который регулировал бы этот вид бизнеса.

Подготовили Олег Платонов (Казань), Анна Юркова (Краснодар), Анна Шепелева (Самара), Инга Бугулова (Санкт-Петербург), Ольга Максимова (Сочи) и Марина Бровкина (Ростов-на-Дону).