Есть нечто символическое в том, что наш мини-конкурс музыкальных спектаклей мы и начинаем и завершаем мелодиями самой любимой в народе композиторской династии - отца и сына Дунаевских, Исаака и Максима. Фестиваль закроет современный по музыке и по режиссерскому решению мюзикл Максима Дунаевского на сюжет Александра Грина "Алые паруса". А в день открытия 2 апреля показываем спектакль Московского театра оперетты "Вольный ветер мечты" - джаз-фантазию, в которой главное и лучшее - это богатейшая коллекция популярнейших песен, опереточных арий, дуэтов и ансамблей Исаака Дунаевского.
Автор либретто и режиссер Жанна Жердер взяла сюжетом историю создания первой советской музыкальной кинокомедии "Веселые ребята", где впервые на мировом экране засветились звезды Любовь Орловой, Леонида Утесова, драматургов Владимира Масса и Николая Эрдмана, великого оператора, впоследствии сгинувшего в сталинском ГУЛАГе Владимира Нильсена и Исаака Дунаевского - самого знаменитого и любимого в массах композитора советской эпохи. Эта история сама по себе драматична, что тоже нашло отражение во втором акте поначалу безоблачного, энергичного и забавного спектакля. Хотя уже и в первом акте вы заметите выразительный штрих, напоминающий о грядущих трагедиях, - басни и шутки двух персонажей, прототипами которых стали Масс и Эрдман, - звучат подлинные стихи, за которые авторы будут впоследствии арестованы.
Но создатели спектакля не тщатся с серьезной миной излагать процесс создания фильма-долгожителя, которому скоро стукнет век, а он все еще на экранах желанный гость. Их главная цель - попытаться вернуть к жизни великую музыку, согревавшую жизнь многих поколений, а потом вместе со всем советским хламом преданную анафеме, заклейменную политически ангажированной и пропагандистской. Авторы знают, что это не так: потому что иначе музыку бы забыли сразу после ее рождения, а ведь при первых звуках песни "Широка страна моя родная" и сегодня встают концертные залы. и гремят аплодисментами при редких теперь исполнениях роскошной симфонической увертюры к фильму "Дети капитана Гранта", и люди берегут в душе и "Каким ты был…", и "Застольную", и "Журчат ручьи…", и "Спи, мой мальчик…", и "Летите, голуби", и "Жил отважный капитан…". И мелодии оперетт "Белая акация", "Вольный ветер", "Золотая долина", "Сын клоуна", и весь этот огромный мир музыки, которая делала миллионы людей счастливее.
Авторы "джаз-фантазии" "Вольный ветер мечты" любовно собрали эту музыку и нанизали на нехитрый сюжет, часто весьма приблизительно увязывая ее с ходом действия и рассчитывая на снисходительность зрителей - все же понимают, что сюжет здесь, как конферанс в концерте, всего лишь скрепляет музыкальные жемчужины в единое сверкающее ожерелье. Хотя, повторяю, история создания "Веселых ребят" - прихода в кино Любови Орловой, кинопроб и рождения лучших эпизодов любимого фильма - интересна и сама по себе.
Итак, Театр Московская оперетта" играет Исаака Дунаевского. Не только его мелодии, но и его самого вывел на сцену под именем Осипа Немановского. Здесь есть и свой Леонид Утесов (он здесь Откосов), и режиссер Григорий Александров (под псевдонимом Григорий Сергеев), и сама Любовь Орлова (в фильме "Весна", как вы помните, ее альтер эго - опереточная дива Вера Шатрова). Получилась импровизация на темы музыки, исполненная любви к этой музыке и движимая желанием заразить этой любовью новые поколения зрителей. Поэтому так много музыки, и действо больше похоже на ревю.
Иногда швы слишком видны, как в сцене с пивной бочкой, мгновенно превращающейся в западный бар с герлс - потому что как же не спеть такой классный ансамбль "Седьмое небо" из "Вольного ветра"! Но в момент, когда веселой молодой гоп-компании приходит идея первой советской музыкальной комедии - тут словно автомобиль вырулил с ухабистого проселка на шикарную автостраду: ревю набирает скорость, становится энергичным и упругим. На сцене - съемочная площадка, идет кастинг, в ходе которого все перевлюбляются, потом жаркие съемки в октябрьских Гаграх, тем более леденящих, что рядом бдит ОГПУ. Влюбленность тоже вполне "в жанре" - и такое кино без любви не снимешь, и в оперетте без нее нельзя. Все больше вовлекаясь в спектакль, "мы все горим, не поймем отчего" - а это такая музыка, так действуют собранные вместе шлягеры разных лет и жанров. В этом калейдоскопе годы смешались, как стекляшки, и можно на пробах "Веселых ребят" вдруг запеть из еще не снятой "Девушки моей мечты" - так, попалось под руку, и хоть писано другим композитором, но тоже ностальгически прекрасно.
Самая безумная затея - вывести на сцену таких персонажей, как Орлова с Утесовым, как Александров, как Масс и Эрдман, как предполагаемый Нильсен, здесь выступающий просто как Оператор. В дальнейшем Нильсена расстреляют, но на площадке "Веселых ребят" этого еще не знают, и спектакль ограничится арестом Масса и Эрдмана, а также многообещающими шуточками майора Гоголешвили. Зато Утесов в минуту роковую прочитает нам мало кем слышанные крамольные стихи Эрдмана, и мы воочию увидим, чего стоили нашим любимцам жизнерадостные марши под гордыми советскими знаменами. Увидим, из каких трагедий росло оптимистичное советское кино. Спектакль закончится на сшибке шикарной витрины с реальным историческим фоном - смех захлебнется слезами.
Хотя название спектакля отсылает к оперетте "Вольный ветер", а либретто - к фильму "Веселые ребята", в нем звучит музыка, написанная Исааком Дунаевским и к фильмам "Дети капитана Гранта", "Весна", "Волга-Волга", "Цирк", к опереттам "Белая акация" и "Золотая долина". Прозвучат мелодии, которыми наша страна жила почти целый век. Пронизанный любовью к этой музыке, спектакль Московского театра оперетты начисто лишен ностальгии по тем временам - его темой и его пружиной стала энергия природного оптимизма очень талантливых людей, своим творчеством помогавших стране и народу, вопреки всему, жить, строить и любить.