К концу года в проекте будут участвовать 36 регионов, в них созданы региональные центры адресной поддержки предприятий. Сегодня специалисты ФЦК работают со 154 предприятиями в 22 регионах (во всех регионах будут работать сотрудники ФЦК, но часть предприятий получит поддержку специалистов федерального центра, часть - региональных центров компетенций) .
Суть проекта сводится к сокращению издержек и временных затрат. В качестве примера взята производственная система компании "Тойота", которая выступает официальным партнером программы.
Сейчас в программе адресной поддержки повышения производительности труда могут поучаствовать предприятия из четырех отраслей - обрабатывающих производств, сельского хозяйства, транспорта и строительной сферы. До конца года в их число должны попасть предприятия сферы ЖКХ - такое решение уже принято правительством. Предполагается, что в будущем федеральный проект затронет также сферы образования и медицины, ФЦК уже реализует пилотный проект в одной из московских школ. Кроме того, предполагается задействовать ФЦК в повышении эффективности госуправления. Там акцент будет сделан на дебюрократизации, отмене части бумажной отчетности, упрощении цепочек согласования документов.
Цель нацпроекта - обеспечить 5-процентный рост производительности к 2024 году, охватив программой минимум 10 тысяч предприятий во всех регионах. Рост производительности труда в России долгие годы составлял 1,5 процента в год.
По словам Соломона, за счет оптимизации процессов удается без существенных затрат поднять производительность труда на 20-30 процентов. Так, на тульском заводе по производству аэрозолей удалось достигнуть такого роста производительности только за счет двух простых усовершенствований. Специалисты ФЦК заметили, что на производственной линии 20 минут в течение каждого часа тратится на замену бака с жидкостями для аэрозолей - это 160 минут простоя в смену. Исключить эти издержки удалось только за счет того, что к конвейеру подвели трубы, по которым жидкость поставляется непрерывно. Второе новшество заключалось в том, что сократилось время на переналадку конвейера на выпуск другой продукции с 58 до 8 минут. "Производство должно быть непрерывным, производить детали нужно столько, сколько нужно здесь и сейчас, а не впрок, забивая склады", - объясняет Николай Соломон. Простои оборудования можно сокращать в разы, "распрямляя" запутанные "тропинки", по которым детали перемещаются по цехам.
По словам Соломона, некоторые участники проекта отказываются от части своих инвестиционных программ: они понимают, что можно гораздо эффективнее использовать уже имеющееся оборудование и не тратиться на новое. Часто высвобождаются рабочие руки, благодаря этому компании могут открывать новые производственные участки и не платить за услуги неэффективных посредников и поставщиков.