В итоге, по данным социологического консорциума "Национальный экзитпол-2019", во второй тур президентских выборов на Украине вышли комик Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко. По данным социологов, Зеленский набрал 30,4 процента голосов, а Петр Порошенко получил поддержку 17,8 процента избирателей. Они сойдутся в споре за президентскую булаву во втором туре, который состоится 21 апреля.
На третьем месте ожидаемо оказалась Юлия Тимошенко с 14,2 процента, а на четвертое место вышел кандидат от партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Юрий Бойко - его поддержали 9,8 процента избирателей. Опрос на выходе с участков проводил консорциум социологических компаний, в который вошли фонд "Демократические инициативы", Киевский международный институт социологии (КМИС) и Украинский центр экономических и политических исследований им. Разумкова. Социологи опросили 17 тысяч респондентов на 400 избирательных участках. Опросы, заказанные некоторыми украинскими телеканалами и печатными СМИ, принципиально не разошлись с данными общенационального экзитпола. Официальные же результаты подсчета голосов должны быть оглашены ЦИКУ до 10 апреля, и в течение трех дней опубликованы.
Сразу после окончания голосования здание Центризбиркома Украины (ЦИКУ) было взято под усиленную охрану полицейскими, тем более что для этого были все основания - еще с полудня крепкие молодые мужчины без опознавательных знаков начали кучковаться на площади и устанавливать палатки, вероятно, в ожидании осады или штурма. Хотя с утра обстановка не предвещала ничего экстраординарного: избирательные участки открылись ровно в 8 утра по киевскому времени, которое опять сравнялось с московским. И это были, наверное, единственные присутственные места, заметившие перевод стрелок на летнее время. Администрация железных дорог, например, с переводом стрелок не справилась, что вызвало общее опоздание пригородных и межобластных поездов в среднем на час. Всего, по официальным данным ЦИКУ, на момент начала выборов были открыты 29 888 участков в 199 избирательных округах. Еще 101 участок работал за границей, в едином зарубежном избирательном округе. В списки избирателей внесены 29 789 643 человека - в комиссии это назвали "ориентировочное количество избирателей".
Первыми, еще в субботу, начали голосовать украинцы Австралии и раньше всех - в полдень по киевскому времени - закончили волеизъявление. Итоговая явка оказалась показательной: к урнам пришли только 125 человек из 1737 состоящих на консульском учете, то есть около 13 процентов.
В бюллетень для голосования были внесены 39 фамилий - рекорд для современной Украины. Поэтому его длина составила 80 сантиметров. За неделю до выборов о своем отказе баллотироваться заявил экс-спикер парламента и основатель Социалистической партии Украины Александр Мороз. Свое решение он мотивировал большим количеством готовящихся фальсификаций, однако из бюллетеня его фамилия вычеркнута не была. На этот раз кандидаты идут не под разыгранными номерами, как было заведено ранее, а по алфавиту, что вызвало нарекания у кандидата Юлии Тимошенко из-за наличия среди соискателей ее полного однофамильца - Юрия Владимировича Тимошенко, считающегося "техническим кандидатом" действующего президента. Такое соседство в бюллетене, по мнению экспертов, может в итоге стоить "настоящей" Тимошенко от 1 до 3 процентов. Всего, по подсчетам местных наблюдателей, больше десятка кандидатов так или иначе связаны с Порошенко, и их основная задача была - обеспечить президенту большинство среди наблюдателей и членов избирательных комиссий. И, судя по итогам опросов - эта манипуляция сыграла свою роль.
В преддверии ответственного дня МВД усилило меры безопасности в Киеве и крупных городах. Только в столице за порядком следили до шести тысяч патрульных, без учета минимум двух полицейских на каждом избирательном участке. Также спецназ Службы безопасности Украины в полной боевой экипировке все воскресенье патрулировал Одессу, Харьков и города в "зоне АТО". Однако это было всего лишь пугающей картинкой, на которую рядовые украинцы не обратили внимание и продолжали демонстрировать неуважение к законам: "В Чернигове неизвестный пообещал взорвать все штабы одного из кандидатов в президенты", "В Одессе председатель избиркома избил мужчину, который пришел голосовать", "В Белой Церкви наблюдатель сорвал пломбу с урны, чтобы проверить ее на прочность", "Жену кандидата Гриценко не нашли в списках избирателей", "В Киеве здание ЦИК взяли под усиленную охрану", "Избирательница родила прямо на участке" - такими заголовками описывали ход голосования украинские СМИ.
Всего же к концу голосования МВД получило около 2000 сообщений о нарушениях избирательного процесса, по которым было открыто более трех десятков уголовных производств. Среди основных нарушений значились: незаконная агитация, фотографирование бюллетеней - признак контролируемого голосования, подкуп избирателей, попытки порчи бюллетеней или их выноса с участка. Отдельным нарушением стала публичная демонстрация бюллетеней с отметками. Так, радикалу Ляшко было вынесено предупреждение за селфи с бюллетенем и напоминание об уголовной ответственности за такие действия - вплоть до трех лет заключения. Хотя в то же время послу Великобритании Джудит Гоф, сфотографировавшейся в качестве наблюдателя с бюллетенем и выложившей эту картинку в свой "Твиттер", вольное обращение с документом строгой отчетности, который даже теоретически не должен попадать в руки иностранных граждан, вполне ожидаемо сошло с рук. Посол США Мари Йованович, также проинспектировавшая один из участков в центре Киева, избежала соблазна собственноручного "вмешательства" в местные выборы.
Но не эти, преимущественно административные нарушения, внушают сомнение в итоге выборов. Так, необъяснимым является взрыв энтузиазма избирателей Донецкой и Луганской области - контролируемой украинскими силовиками их части: там организованно проголосовали по 48 процентов избирателей, при том, что на выборах 2014 года явка составила 10 и 16 процентов соответственно. Ответ об источниках такого энтузиазма следует искать в украинских СМИ, которые ранее опубликовали всю подноготную создания так называемой "сетки" в этих регионах - системы контролируемого и оплачиваемого либо принудительного, насильственного и бесплатного голосования в этих регионах. Результат выглядит возмутительно и бесстыдно: в областях, расстрелянных украинскими силовиками, явка оказалась выше, чем на родине карателей Донбасса - на западе Украины.
Накануне голосования западные СМИ уже выразили сомнения в честности выборов. Еще недавно не замечавшие на Украине никаких проблем, теперь они считают, что "если выборы пройдут без мошенничества, это уже будет победа", а польское издание Fakt подытожило кампанию так: "Мрачная коллекция клоунов и мошенников, представляющих поверхностные и упрощенные предвыборные программы".