В доводах сторонников объединения меня больше всего поразило эдакое столичное высокомерие. Руководство Ярославского театра радовалось, что вот, мол, теперь у нас будет больше возможностей выступать в Питере и даже в Москве. Но я не слышал радости руководителей Александринки: мол, как здорово - теперь мы будем чаще выступать в Ярославле.
Ярославский театр "сманивают" международными фестивалями, столичными гастролями и даже ремонтом здания театра. Чего-то не верится мне, что все эти проблемы можно решить только с помощью объединения.
Все-то нам кажется, что главная культура сосредоточена в двух столицах: административной и культурной. Однако тот факт, что в Москве и Питере происходит огромное количество культурных событий, что здесь работает много замечательных театральных коллективов, ни разу не означает, что теперь все надо свозить сюда. И когда мы говорим, что спектакли Ярославского театра смогут посмотреть больше зрителей Москвы и Санкт-Петербурга, означает, в сущности, что жители Ярославля будут их видеть реже. Почему такая несправедливость? Чем, скажите мне, зритель Ярославля хуже зрителя Санкт-Петербурга?
Как только решение об объединении было обнародовано, из Санкт-Петербурга стало раздаваться: мол, не стоит это обсуждать с общественностью, это чисто профессиональная история. Позвольте не согласиться. Это писатель, композитор или художник может писать в стол. Это великого Баха можно не исполнять пару веков - а потом открыть. Это роман Булгакова может лежать в столе полвека, а потом оказаться главным русским романом прошлого столетия. Театр - это либо здесь и сейчас, либо никогда. Если мы договоримся, что театр работает для зрителей, то как же можно не учитывать их мнение в таком важном вопросе?
Ярославский театр имени Волкова - уникальная гордость Ярославля. Александринка - один из театров Питера. Замечательный, руководимый одним из лучших сегодня театральных режиссеров, с мощной историей и очень живым сегодняшним днем, со своим неповторимым лицом, но - один из... Уже неравные условия. Ярославский театр - это лицо города, его нельзя ни с кем и ни с чем объединить.
Поэтому я абсолютно понимаю и губернатора, и жителей: у них хотят отнять не просто театр, но символ их города! Театр мало ездит на гастроли? Театр нуждается в ремонте? Это все проблемы, которые надо решать, но зачем же лишать город своего символа?
Понятно, что такое неординарное и неординарно развивающееся событие заставляет еще раз говорить о взаимоотношениях государства и культуры и уже: государства и театра.
У нас считается неприличным хвалить начальство, но мне, правда, очень нравится, как работает сегодня Департамент культуры Москвы. Заметили, что из театральной жизни последнего времени почти исчезли скандалы, а если какие и возникают, то Департамент культуры к ним отношения не имеет? Между тем реставрируются, строятся и открываются новые здания, поток зрителей в театры увеличивается, то и дело возникают новые театральные площадки для экспериментов.
Культура - это женщина, и она требует к себе нежного отношения. Театральная культура в том числе. Здесь не может быть никаких резких движений и даже резких высказываний. В театре работают только самоотверженные люди, другие здесь просто не выживают. Самоотверженные - это что значит? То, что в театре трудятся люди, которые часто отвергают себя, свои личные блага (в том числе материальные и личные) для того, чтобы выйти на сцену и сказать зрителю что-то такое, что поможет человеку жить и, может быть, ответить на какие-то главные вопросы.
Для кого-то театр, может быть, трибуна. Отлично! Для меня - врач, который если и не сможет до конца излечить душевные раны, то поможет поговорить о них, понять что-то в своей жизни. Или подарит минуты радостного восторга, утроит такую "смехотерапию", что тоже никогда не бывает лишним. Театр - это не про политику и даже не про деньги (хотя без денег спектакль не создашь), театр - это про душу. Надо ли говорить, что люди, которые ежевечерне обращаются к нам со сцены, требуют бережного к себе отношения?
Помните, знаменитое: "И здесь кончается искусство и дышит почва и судьба"? Это про театр. Не всегда так получается? Конечно. Задача - сложнейшая. Но государство бережно и нежно должно помогать решению этой задачи.
Размышляя о роли государства в жизни театров, мы очень часто забываем это важнейшее слово: помогать. Не руководить - водить руками - а вот именно: помогать, создавать условия, не дергать по пустякам, доверять таланту создателей.
Театр работает на души своих зрителей. Но он и сам является душой города, особенно, когда речь идет о городах, в которых один-два-три драматических театра. Это не просто сцена. Не просто гордость. Это центр культурной жизни - место, возвышающее горожан.
Спасибо, Ярославский театр имени Волкова за твердость! Свободной вам жизни и дальше!