Валентин Иванович притягивал и продолжает притягивать журналистов своей доступностью, эрудицией. Это всегда было при нем, независимо от того, какую должность он занимал. А ведь девятнадцать (!) лет Валентин Иванович возглавлял Академию медицинских наук. Он был последним президентом АМН СССР и первым президентом РАМН.
Слово его ученику и коллеге академику Геннадию Онищенко:
- Врачом Валентин Иванович стал не сразу. Как он сам вспоминает, сначала он ходил в МГИМО и во ВГИК, и лишь в последний день сдал документы в Первый мед. Да и в семье у него не было медиков. Папа погиб на фронте в 1941 году, и единственный, кто уговаривал стать врачом, это его тетя. Валентин Иванович представляет из себя яркий, самобытный талант человека, сделавшего самого себя. На первом курсе, как он сам признает, учился плохо, ему было неинтересно. И лишь на втором, когда по учебной программе стало возможным общение с больными, он почувствовал "вкус к профессии". Благодаря тете он поступил в мединститут, а настоящим врачом-ученым стал во многом благодаря встрече на занятиях научного кружка с Ниной, впоследствии ставшей его женой.
Возможно, профессия инфекциониста, которую он избрал и которой посвятил жизнь, многие тогда считали отмирающей. Это было вскоре после войны, когда некоторые инфекционные болезни как бы ушли на второй план. Хотя в действительности это было не совсем так. Сыпной, брюшной тифы, менингиты лишь затаились. И то, что сегодня мы об этих тяжелейших заболеваниях знаем лишь по литературным источникам, заслуга прежде всего Валентина Ивановича и его коллективов.
Когда началась седьмая пандемия холеры, которая в огромной стране проявилась заболеваниями в Каракалпакии, Одессе, Астрахани, Валентин Иванович по тем временам совершил профессиональный и гражданский подвиг. Он решительно отказался от тех библейских мер, которые тогда применялись. Когда в растворах хлорной извести "купали" трактора, уничтожали огромное количество бахчевых культур, устанавливали жуткие карантины... Он предложил специальную терапию, которая позволила снизить смертность от этого заболевания в десятки раз.
Были отменены многие дорогостоящие, абсолютно неэффективные и ненужные меры. К сожалению, эпидемии холеры случались еще не раз. Подчеркиваю, эпидемии. Не пандемии! И не только наши отечественные эпидемиологи справлялись с холерой "по Валентину Покровскому".
Я познакомился с Валентином Ивановичем, когда пришел работать в Главное управление карантинных инфекций Минздрава СССР. Именно тогда было развенчано заблуждение о том, что инфекции во всем мире ушли на второй план. Ведь именно тогда о себе заявила ВИЧ-инфекция. Во второй инфекционной больнице Москвы, что на Соколиной горе, Покровский диагностировал первый случай ВИЧ-инфекции в нашей стране у офицера, служившего в Африке.
Можно сказать, нам повезло: авторитет Валентина Ивановича, который уже был президентом АМН СССР, привел к тому, что правительство страны приняло специальное решение, выделило немалые средства на научные разработки, организацию специфического лечения, производство одноразового медицинского инструментария, создание системы выявления и профилактики ВИЧ-СПИДа. Тогда-то впервые в России появились центры ВИЧ-СПИДа и те же одноразовые шприцы. Это и позволило сдержать СПИД не только в Советском Союзе, но и в других странах.
Оглядываясь в недалекое прошлое, смею утверждать: авторитет врача, ученого и просто мудрого российского интеллигента помогли сохранить преемственность лучших традиций отечественного здравоохранения в безвременье 90-х и до сего дня...
А совсем недавно читал лекцию в Ташкентском медицинском университете о биологической безопасности. Чувствовалось полное взаимопонимание с залом, со слушателями. А все потому, что и я, и мэтры узбекской эпидемиологической науки - ученики-единомышленники Покровского.
Можно считать, что Валентин Иванович почти случайно стал врачом. Зато теперь можно говорить о врачебной династии Покровских. Сын Вадим Валентинович - врач-инфекционист, академик. Невестка Галина Михайловна - профессор на медицинском факультете РУДН. Внуки учатся в медвузе.
90 лет - очень солидная дата. А в отношении к Валентину Ивановичу - и очень достойная. Ведь жизнь измеряется не числом прожитых лет, она измеряется тем, что сделано. А того, что сделано и делается Покровским, хватило бы на несколько поколений. И что все это сделано ради нас, ради нашего с вами здоровья.
Это надо умудриться - родиться первого апреля. И все-таки случилось именно так. И это не первоапрельская шутка: сегодня великому ученому, врачу, гражданину Валентину Покровскому 90 лет. Как хорошо, что он с нами.