01.04.2019 17:22
    Поделиться

    Deutschland: группа Rammstein вернулась с шедевром

    Do you think you can make it, Deutschland?

    Вернуться после десятилетнего молчания - так, чтобы стать главными ньюсмейкерами шоу-бизнеса. Учитывая стандарты современной индустрии развлечений - с ее ставкой на звезд-однодневок - подобное кажется чем-то невероятным. Однако культовые Rammstein снова сыграли не по правилам - и не просто "хайпанули", а буквально поставили на уши весь мир.

    Ради этого немцам даже не потребовалось выпускать полноформатный альбом: премьера пластинки (озаглавленной, как выяснилось, без заморочек - аналогично самому коллективу) состоится только через полтора месяца. Судя по плейлисту в Apple Music, нас ждут 11 песен. Deutschland - она же дебютный сингл - уже доступна вместе с эпичнейшим клипом. И вот он-то спроцировал скандал, вполне способный затмить - а то и уже затмивший - собой что угодно. Вплоть до раскопок в грязном белье покойного Майкла Джексона - кстати, человека, некогда установившего новую планку в музыкальном клипостроении.

    Итак, девять минут хронометража - включая интро под тревожный эмбиент и аутро под фортепианный лирический мотив из песни Sonne (тоже обладательницы резонансного клипа с отчётливыми садо-мазо мотивами, что явно неслучайно, учитывая специфические отношения группы с архетипами многострадальной родины). По сути - стильный мини-фильм с блокбастерным оформлением, динамичным монтажом и мрачно-ироничным сюжетом.

    Фирменные раммштайновские постмодернистские игрища начинаются сразу: главную роль - пассионарную Германию, продирающуюся сквозь века своей кровавой истории, - "исполняет" гротескная проекция нынешней ФРГ, которую, в свою очередь, играет чернокожая девушка. Образ прямо-таки неприлично прямолинейный для прогрессивного западного общества, хотя за ним спрятано еще немало других, менее бросающихся в глаза (черный - один из главных национальных цветов Германии, в частности). Но это еще цветочки. Где ягодки - так это в экспресс-экскурсии обаятельной негритянки по германской истории. Вернее - по самым пугающим, грязным, кровавым и неприглядным страницам германского прошлого, сшитым в один эклектичный видеоочерк.

    Тилль Линдеманн со камераден отдуваются за всех, "Дикой охотой" кочуя по пестрым декорациям. Играют то рыцарей войска Карла Великого, то средневековых монахов-людоедов (с поклоном Питеру Гринуэю), то вдруг участников свингерской вечеринки в "квартале красных фонарей" Гамбурга, то ведущих между собой кулачные разборки представителей рабочего класса, поделённого на левых и правых (последних маркируют узнаваемыми - ещё не укороченными - усиками) в годы лихого Интербеллума.

    А еще - по-фассбиндеровски гламурных террористов воспетой Леонардом Коэном RAF. Или, например, акушеров во главе с облаченным в красное Папой Римским, достающим щенка-леонбергера из женского чрева - явно намекая не только на демографический кризис, но и на легендарное видео Du riechst so gut. Равно как "зажигательное" вышагивание в кадре циничных американских магнатов, по вине которых сгорел и разбился цеппелин "Гинденбург", абсолютно точно передает привет клипу Du hast (не говоря уже про вступительную строфу в обеих песнях). Логическим продолжением выглядит зловещая техногенная киберпанк-антиутопия с соответствующим танатократическим финалом, издевательски салютующим Илону Маску: таков венец меркелевской консьюмеристской эпохи, уютно встроившейся в авангард давно расшатанной глобалистско-атлантистской цивилизации.

    Над всем этим воспаряет глубоко трагический образ иной Германии - той, что они не раз теряли, и сейчас, возможно, рискуют потерять окончательно. Отнюдь не исключительно немецкая проблема в современном мире - хотя для ФРГ особенно актуальная по причине бесповоротной дискредитации многого из того, что тесно связано с национальной идентичностью. Впрочем, отчасти благодаря наличию схожих кризисов в других странах неразбавленный постмодерн закончился, мутировал из авторитарной идеологии в обычный творческий прием и перестал исключать искренние переживания. Следовательно, перекличка с другой великой песней на ту же тему, Germania словенцев Laibach, одних из главных вдохновителей Rammstein, здесь неизбежна. Однако больше похожа на полемику, чем на согласие, учитывая гораздо больший - и понятный - пессимизм немецкой группы.

    Копаться в обильно рассыпанных по многослойному шедевру (а это - бесспорно настоящий opus magnum группы, вне зависимости от того, какой получится грядущая пластинка) отсылках, цитатах, остроумных и мощных, можно бесконечно, что подтвердили многочисленные (особенно, что характерно, - в Рунете) подробные аналитические разборы. Однако иные, кинув поверхностный взгляд, как всегда, обратили внимание лишь на самое очевидное. И, по старой недоброй традиции, начали исступленно клеймить музыкантов самыми неадекватными штампами. К коим тем, впрочем, давно не привыкать: таково бремя настоящего бунтаря в эру победившей толерантности.

    Поделиться