Впрочем, когда героини Достоевского наслаждались покоем, семейным уютом и были довольны жизнью и самими собой? Тем интереснее их играть. Тем более - в "Братьях Карамазовых" - последнем произведении Федора Достоевского (через два месяца после его публикации писатель умер), ставшим, очевидно, его романом-завещанием, в котором он уже накануне смерти искал ответы на сложные вопросы о Боге, морали, свободе и бессмертии.
Из декораций на сцене в рок-опере "Братья Карамазовы" оказались только шесть стульев и небольшая скамья, а артисты выходили исполнять свои зонги и из зрительного зала. Фактически это был уже камерный театр, с монологами, диалогами и вокальными перекличками персонажей, поддержанными эмоциональностью электрогитар и экспрессией рока. Было чему удивиться...
О своей очередной премьере Екатерина Гусева рассказала обозревателю "РГ".
Наверное, вы еще никогда не играли в таком музыкальном спектакле - почти без декораций, сценографии и оригинальных световых решений, но где зато ничего не отвлекает от текста, музыки и драматургии?
Екатерина Гусева: Да, такой вот у нас минимализм. Впрочем, в прошлом году в Театре имени Моссовета мы тоже показывали премьеру "Идиота". И тоже бюджет был минимальный. Не потому, что он закончился. Все зависит от решения режиссера. И Юрий Иванович Еремин решил, что "Идиота" надо ставить именно так: подиум в виде креста и голые в кавычках актеры... У Достоевского принцип существования такой: буря внутри. Это аскетизм - и в форме, и в цвете. Только тогда может быть прорыв... Никакого сравнения с "Анной Карениной" (Гусева играла главную роль. - Прим. ред.) в Театре Оперетты, где были многомиллионные вложения в декорации и восемь мультимедийных движущихся экранов. Да и "Граф Орлов" тоже требовал большого бюджета...
А в "Братьях Карамазовых" было иначе: если бы мы все украшали, то только бы испортили: главное было не увлечься, не пустить где-нибудь танки, пехоту, и в первом ряду чтоб не забили фонтаны (улыбается)... Важно было сохранить самую органичную форму подачи прозы Достоевского на сцене. У нас остались его нерв, но есть и лиризм. Грушенька, она же Настасья Филипповна (ее Гусева играет в "Идиоте". - Прим. ред.), она же и Соня Мармеладова - это любимый психотип женщин Достоевского, который переходит у него из романа в роман. Пусть он и называет их всех разными именами... Это черно-белая женщина: то прекрасная и душевная, то корыстная и жестокая... И желание писателя понять, как все это уживается в женском существе: на границе ада и рая?!
Вам не показалось, что в этой рок-опере немного не хватает движения и того, что на театральном языке называется "воздухом"?
Екатерина Гусева: "Воздух" - это все-таки для драматических спектаклей, а в мюзиклах его нет. Хотя то, что мы делаем, скорее концерт-концепт. Атмосфера, настроение, состояние, исповедальность...
Поэтому мы выбрали именно такую форму, а не два отделения в театральном зале, постановку с дорогими декорациями и бутерброды в буфете... Да и балета у нас не будет. Потому что наши "Братья Карамазовы" не про "давайте-ка и потанцуем"...
На афише "Братьев Карамазовых" написано "рок-опера". Считаете, что это наилучший по эмоциям и драйву музыкальный жанр для подачи романа Достоевского?! И если бы писатель жил сейчас, то больше всего любил именно рок-музыку!?
Екатерина Гусева: Да, я думаю, что из всей нашей литературы и драматургии Достоевский - самый рокерский. Ведь у него такой нерв и глубина мысли, сопереживания... Федора Михайловича нельзя просто спокойно декламировать или исполнять в жанре романса. А если уж и петь, то срываться на душераздирающий крик. Так у нас и происходит. Хотя я исполняю и нежную арию Грушеньки, но есть и другая, начинающаяся словами "Дай мне сил" - нервная, сильная, мощная...
Много у нас и щемящей православной тематики, но не назидательной. И мне это тоже было очень важно. И то, что звуковой ряд спектакля стал огромным подспорьем для того, чтобы выразить внутренний мир Достоевского, обладающий мощнейшей воздействующей силой... Кто-то после наших "Братьев Карамазовых", может, захочет и открыть, почитать эту великую книгу. Буду только рада.
3 апреля в московском Театре Елены Камбуровой состоится творческий вечер актрисы и певицы Екатерины Гусевой.