Уже сейчас немало туркомпаний предлагают в Арктике программы, предусматривающие водный и пеший туризм, этнотуризм, экотуризм, фототуры, рыбалку и охоту в нетронутых уголках природы. Правда, они мало кому по карману. Стоимость участия в экспедиционном круизном туре на Землю Франца-Иосифа или архипелаг Шпицберген стартует от 300-500 тысяч рублей.
Стратегия развития Арктической зоны на период до 2020 года предусматривает увеличение турпотока, однако пока туризм во льдах - штучный товар. "Туризм бывает не только массовым, но и эксклюзивным, - отметил глава минприроды Дмитрий Кобылкин на Всероссийской конференции по развитию особо охраняемых природных территорий (ООПТ). - Арктика сегодня - центр притяжения различных интересов, но поднять туристический поток объективно очень непросто. Во-первых, далеко, во-вторых, очень дорого".
По мнению Софьи Розенфельд, научного сотрудника государственного природного заповедника "Гыданский" и Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, главная проблема - транспортная доступность ООПТ. "Стоимость аренды вертолета составляет 600 тысяч рублей в час в Якутии, 200 тысяч на Ямале и 300 тысяч на Камчатке, - вопрошает она. - Чего обсуждать визит-центры, если вы не можете туда доехать".
По словам директора национального парка "Русская Арктика" Александра Кирилова, его территорию ежегодно посещают около тысячи туристов. В основном круизных. "Самая главная трудность, которая препятствует увеличению туристического потока, - время пребывания судов в море, когда из Мурманска на Землю Франца-Иосифа суда идут около двух дней", - рассказал он. Решить эту проблему можно, открыв пункт пропуска через госграницу непосредственно на Земле Франца-Иосифа. Он там уже есть, но действует только для одного судна, этого мало.
Значительно сократить в Арктике как стоимость туризма, так и время в пути позволит развитие авиационного туризма. По мнению Кирилова, "в идеале устраивать авиатуры выходного дня, когда за 3-4 дня можно посетить все территорию парка". Оптимально создать в ООПТ взлетно-посадочные полосы для малой авиации, потому что в отличие от вертолетов самолеты летают с большими допусками по погоде и вообще дешевле. Пару лет назад с такой инициативой в отношении Камчатки уже выступал вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, однако этого так и не произошло. Впрочем, Софья Розенфельд приводит в пример заповедную малую авиацию Канады, где самолеты вместимостью 4-5 человек могут садиться на воду, это не требует инвестиций в ВПП.
Кроме того, не стоит забывать, что первоочередная задача, которая стоит перед ООПТ, - сохранение уникальных природных комплексов. "Если турпоток и увеличится, это будет прогнозируемый, хорошо спланированный и организованный процесс", - отметила Александра Кабанихина, начальник отдела экологического просвещения и туризма нацпарка "Русская Арктика". - Даже сейчас у нацпарка есть преимущество перед многими ООПТ других стран в малом количестве инфраструктуры, так как посетители хотят видеть нетронутую природную среду, а не вертолетные площадки или гостиницы".