02.04.2019 19:29
    Поделиться

    Что ждет российский несырьевой экспорт в 2019 году

    Программа роста экспорта может быть сорвана после того, как цены на экспортные товары упадут, следует из апрельского "Мониторинга экономической ситуации в России", который выпускается Институтом Гайдара и РАНХиГС.

    В 2018 году экспорт вырос до 450 миллиардов долларов (+25,8 процента от уровня 2017 года), поставки топливно-энергетических товаров росли на 35,6 процента, а прочих товаров увеличились на 11,7 процента, в основном за счет роста цен. Повышение экспортных цен было характерно почти для всех крупных товарных групп (кроме ферросплавов и ряда позиций из группы "машины, оборудование и транспортные средства"). Больше всего выросли в цене нефть, нефтепродукты и трубный газ (на 23-34 процента), минеральные удобрения (10-19 процентов), аммиак (18 процентов), древесная и бумажная продукция (4-36 процентов) и черные металлы (от 2 до 26 процентов).

    Физические объемы несырьевого экспорта увеличились только на 3,6 процента, что значительно ниже целевого ориентира в 9 процентов, который предполагает нацпроект. Превысил целевой уровень только рост поставок продовольствия и текстиля (по 15 процентов), близок к целевому был физический рост объемов поставок древесины (7 процентов) и машин и оборудования (6 процентов). А вот две крупнейшие отрасли, на которые приходится половина несырьевого неэнергетического экспорта России - металлы и изделия из них и продукция химической промышленности, - показали рост примерно вдвое ниже целевого (5 и 4 процента соответственно).

    Чтобы обеспечить стабильный рост несырьевого неэнергетического экспорта, не зависящий от волатильности мировых рынков, нужно наращивать его физические объемы, делая ставку на продукцию высокого передела, говорит один из авторов мониторинга Александр Кнобель, директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли минэкономразвития. Он считает, государству следовало бы сконцентрироваться на увеличении объемов экспорта продукции машиностроения, тем более что стоимостные и физические показатели экспорта этой продукции росли медленнее других групп товаров. Нужно обратить внимание и на рост объемов поставок продукции агропромышленного комплекса.

    Ректор РАНХиГС Владимир Мау считает, что выделять отрасли, которые могли бы стать драйверами роста несырьевого неэнергетического экспорта, неправильно: нужно, чтобы отраслевая структура экспорта была сбалансированной. Он приводит в пример Польшу, которая занимает первое место среди стран ЕС по росту объемов экспорта, но не делает акцента на поставки какого-то одного вида продукции, а продает на внешних рынках "всего понемногу".

    "Источник устойчивости экономики - паритетность отраслей. Поэтому наша задача - не определиться с отраслями-драйверами, а уйти от однобокости экспорта. Важна не замена продукции ТЭК товарами из другой отрасли, а нормальная диверсификация и обязательное развитие экспорта услуг", - говорит Владимир Мау.

    Поделиться