Что ждет зрителей во второй день фестиваля "Дубль дв@"

3 апреля фестиваль показывает драму "После тебя", короткометражный фильм "Русиано" и повторяет джаз-фантазию Московского театра оперетты "Вольный ветер мечты" на музыку Исаака Дунаевского.

"После тебя".

Режиссер Анна Матисон. В ролях: Сергей Безруков, Анастасия Безрукова, Алена Бабенко, Владимир Меньшов. 2016. 16+

В балете все не как у людей. "Все наоборот!" - гремит группа "Сплин", и на титрах мечется балерина на пуантах, паникуя в неоновом лабиринте. Так начинается фильм Анны Матисон "После тебя". "Что ты оставишь на земле?" - сформулирована его тема, но на самом деле все сложней: фильм исследует природу таланта. Гений - не массовый продукт, это всегда отклонение от нормы. Гений - редкое счастье, но и ноша, которую не всякий выдержит.

Такой случай играет Сергей Безруков в роли всемирно известного танцовщика Темникова, чья карьера после травмы оборвалась. Парижи и Лондоны отлетели в прошлое, и теперь он в родном Клину возится с воспитанницами своей студии. Травма серьезна, врачи обещают полную неподвижность, но еще трагичней тюрьма бездействия. Темников словно в застенках: у него просторный дом, но фильм волшебным образом передает состояние клаустрофобии. Спина героя неестественно прямая то ли от балетной стати, то ли от боли. Он ненавидит репортеров, резок с коллегами, жесток с близкими, и, кажется, его душа окаменела в затворничестве. Пробить эту броню не дано ни близким, ни дальним... Музыка - самая органичная ему среда обитания. Он туда давно эмигрировал от пошлой прозы жизни. Она звучит почти непрерывно, от Баха и Вивальди до Бизе - Щедрина, от Шуберта и Хачатуряна до Филипа Гласса, напоминая об идеале, бытующем где-то в параллельном мире. Она диктует только гению видимые образы. Не по-женски уверенная режиссерская рука здесь подобна руке дирижерской: это кино прежде всего музыкальное. Музыка в основном записана маэстро Гергиевым, который появится в камео, - записана превосходно. Язык пластики для героя совершенней и привычней словесного: здесь он много умнее и талантливее.

Чудо случится: всеми отвергнутую мечту поставить "Симфонию в трех движениях" Стравинского поддержит Мариинский театр. Последний творческий подвиг героя, его завещание. Картину стоит посмотреть уже из-за этой финальной главы: хореограф Раду Поклитару демонстрирует композицию, созданную специально для фильма, включенную в репертуар Мариинки. Художник композиции - Анна Матисон, у которой и с музыкой, и с Мариинкой давние связи: она сделала документальный фильм о театре и поставила там "Золотого петушка". В центре событий - решившийся на смертельный шаг Темников. От Сергея Безрукова тоже потребовалась решимость: артист драмы рискнул предстать балетной звездой уже в действии, и мне он показался убедительным.

"После тебя" - это первая за многие годы серьезная попытка снять внятный игровой фильм о тайнах творчества и о том, чего стоит творцам это во всех смыслах небезопасное занятие. За вымышленной фигурой Темникова встают тени многих реальных мастеров с их сложной, непонятной для обывателя жизнью - людей, невыносимо трудных для себя и других, потому что эта жизнь не оставляет места ничему, кроме искусства.

"Русиано".

Режиссер Андрей Булатов. В ролях: Алексей Веселкин, Анастасия Стежко, Михаил Горевой, Роман Маякин. 2017. 12+

Режиссер фильма Андрей Булатов по первой профессии - актер. Сам же снимать начал с 2016 года, и его дебютная короткометражная картина "Чужой монастырь" была показана на IX фестивале "Дубль дв@". "Русиано" - второй фильм режиссера, и снова интересно: это криминальная комедия, иронический взгляд на особенности национального темперамента.

Герой работает в маленьком захудалом баре, с тоской думая о том, что жизнь пошла не так: и работает не по специальности, и денег постоянно нет, и беременную жену обнадежить нечем. И когда на пороге заведения появится грабитель, Андрей с отчаянием поймет, что терять ему, в сущности, нечего.

Почему "Русиано"? По данным газет, слово пустил в обиход сам Дмитрий Медведев: если есть кофе американо, то стоило бы заварить и свой - "русиано". Словечко прижилось, а в Сибири даже принялись изобретать особый патриотический кофе на еловых шишках. Так что коллекция особенностей национальных застолий у нас сильно обогатилась, а фильм на этой базе предлагает и свой вариант особенностей национальных ограблений. Подтверждая тем самым истину, идущую еще от двухсотлетнего Гоголя: пока мы умеем смеяться над собою - мы живы.

Размышляя о "Дубле дв@"

Оксана Карас, режиссер:

Я уже не могу представить себе весну без фестиваля "Дубль дв@". Когда-то в его конкурс был приглашен мой дебютный фильм "Репетиции", который не имел проката, - и он получил вторую жизнь. Этот фестиваль мне родной: я знаю его и как режиссер-участник, и как член жюри, и как рядовой зритель. И в любом качестве всегда радуюсь возможности посмотреть фильмы, отобранные со вкусом и невероятной тщательностью настоящих синефилов. И можно быть уверенными, что это настоящее кино и точно must-see.