Госдума пропишет определение шпионской аппаратуры

Сегодня комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении пакет законопроектов, прописывающих понятие шпионской техники.

Инициативы разработало и внесло в парламент правительство страны. Новые нормы призваны защитить граждан от неприятностей с законом в бытовых ситуациях: при покупке каких-то гаджетов для личных целей. Сегодня технологии таковы, что даже некоторые игрушки формально можно отнести к запретной аппаратуре. Например, в ручке вполне может оказаться микрофон, в часах - видеокамера. Между тем, покупателям любой шпионской техники грозит уголовная ответственность.

Председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников сообщил, что законопроектами предлагается уточнить значение термина "специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации", за незаконный оборот которых действующим законодательством установлена уголовная ответственность.

"Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам", - отметил Павел Крашенинников.

Кроме того, нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике. С целью разграничения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации от иных технических средств, разрешенных к применению, предлагается внести соответствующие изменения в УК РФ и в КоАП. Вместе с тем, Павел Крашенинников отметил, что ко второму чтению законопроектов необходимо уточнить предложенное определение "специального технического средства".

Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации проект предлагает понимать приборы, системы, комплексы, устройства, которым независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя). По словам экспертов, формулировка "независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы" может вызвать затруднения при квалификации деяний и разграничения их от приобретения или сбыта технических средств лицом, которое добросовестно заблуждалось по поводу фактического предназначения такого средства. Поэтому ко второму чтению планируется внести поправки в проект.