В ведомстве подвели итоги проверки бюджетных расходов за прошедший год. Анализу в основном подверглись краевые министерства и ведомства, администрации районов и поселений, а также 97 учреждений и организаций региона. Это на 19 проверок больше по контрольным мероприятиям и почти в два раза - по аналитическим. Общий объем проверенных средств - более 21,4 миллиона рублей (для сравнения: в 2017 году - 17,4 миллиона).
Несмотря на увеличение числа проверок, сумма средств, при использовании которых выявлены нарушения, снизилась с 22 до пяти процентов. Такой показатель, по мнению председателя КСП, связан с тем, что кроме эффективности внешнего контроля края и сами органы госвласти стали серьезней относиться к финансовой дисциплине.
Более половины нарушений - 56 процентов - связано с формированием бюджета, нецелевым использованием средств, в том числе при предоставлении субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Итоговая сумма нарушений нынешнего года составила 26 миллионов рублей (в прошлом году - 77 миллионов). По словам Геннадия Тушнолобова, деньги уже вернули в бюджет края.
Еще 19 процентов нарушений было допущено при осуществлении госзакупок. Проверки выявили, например, отсутствие финансового обеспечения контракта при заключении сделки и должного контроля выполняемых работ, а также неприменение санкций за сбой либо нарушения при обосновании максимальной стоимости проекта.
В семи процентах случаев был нарушен принцип эффективности расходования бюджетных средств - деньги потрачены без результата либо неэкономно. В адрес объектов контроля было направлено 44 представления и шесть предписаний. Административные штрафы составили порядка 100 тысяч рублей, к ответственности привлечены три должностных лица, одно - юридическое. В течение года в бюджет края возвращено 4,2 миллиона рублей.
Наибольшая сумма возвращена администрацией Краснокамского района из-за неправильного расходования средств на ремонт дороги местного значения (более миллиона рублей). Чуть меньше пришлось отдать администрации Юсьвинского района, где в новом детском саду сотрудникам выплачивали зарплату полгода, хотя дети в него не ходили.
Еще 587 тысяч рублей вернула администрация Кудымкара за нарушения при реализации приоритетного проекта формирования комфортной среды. Предприниматели в сфере образования допускали такие нарушения, как фальсификация документов об образовании ИП, неверный расчет суммы субсидии, ведение образовательной деятельности без лицензии, включение одного ребенка в отчеты разных индивидуальных предпринимателей одновременно, включение в отчет воспитанников, не достигших возраста двух месяцев.
В сфере здравоохранения факты нецелевого использования средств зафиксированы в больнице Коми-Пермяцкого округа (7,9 тысячи рублей) и краевой детской клинической больнице (114,4 тысячи).
В сфере культуры самые серьезные бюджетные ошибки выявлены в Пермском государственном театре оперы и балета имени П. И. Чайковского. Министерство культуры допустило нарушения при формировании государственного задания, а театр не выполнил целевой показатель посещений оперы. По результатам проверки к учреждению предъявлено требование вернуть в бюджет 21 миллион рублей.
В поселке Гайны фактически оплачены невыполненные работы при строительстве стадиона на сумму 4,5 миллиона рублей. Как заверил Геннадий Тушнолобов, часть денег уже вернули в бюджет, остальное затребовано через судебные разбирательства.
На основании 14 экспертно-аналитических мероприятий КСП выдвинула предложения по совершенствованию нормативно-правой базы и рекомендации повышения эффективности использования бюджетных средств. В частности, отмечены нарушения в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Мы выявили отсутствие взаимодействия между министерствами строительства и социального развития и органами местного самоуправления, - пояснил Геннадий Тушнолобов. - Все ведомства показывали разное количество детей, нуждающихся в жилье. И факты предоставления квартир оказались везде разные. Сейчас, насколько мне известно, данные уточнены. Примерно такая же картина складывалась при проверке субсидий на местные инициативы: активного бюджетирования, поддержки ТОС и самообложения.
По словам председателя КСП, плюс в том, что тут осуществляется контроль со стороны местных жителей.