В Барнауле поставили знаменитую пьесу Николая Эрдмана

Во Всемирный день театра, который отмечался на прошлой неделе, барнаульцам показали премьеру "Самоубийцы". Режиссер Алексей Логачев на сцене краевого театра драмы поставил пьесу Николая Эрдмана, написанную в 1928 году. Одних премьерный спектакль порадовал, других озадачил, третьих расстроил. Ничего удивительного - у произведения Эрдмана во все времена была непростая судьба.
Евгений Налимов/РГ

При жизни Николая Робертовича - одного из авторов сценария всенародно любимого фильма "Волга, Волга" и лауреата Сталинской премии - пьесу не печатали и не ставили.

Станиславский накануне запланированной премьеры получил записку от Сталина, который назвал пьесу "пустоватой и вредной". Попытки пробить брешь в советской цензуре делались в хрущевскую оттепель - безуспешно. Впервые пьесу на русском языке опубликовали в 1969 году в ФРГ. Тогда же в шведском Гетеборге ее впервые поставили на театральной сцене. В СССР шедевр отечественной драматургии опубликовали только в 1987 году в журнале "Современная драматургия".

Сейчас сатирическую пьесу Эрдмана ставят довольно активно. Текст почти вековой выдержки дает возможность поговорить со сцены о взаимоотношениях индивида и массы, маленького человека и огромного государства, о цене молчания и последствиях разговора шепотом и (как без этого?) о роли и ответственности интеллигенции за судьбу страны. Молчание ведь может быть почти самоубийственным, можно навсегда стать немым.

- Этот спектакль - по режиссерскому почерку, по лишь слегка прорисованным персонажам - я бы отнесла к театру абсурда, - отметила алтайский театровед и критик Елена Кожевникова. - Местами возникают переклички с классиками этого жанра - Беккетом и Ионеско.

В Барнауле спектакли подобного накала и общественного звучания не ставили давно - со времен режиссеров Владимира Золотаря и Дмитрия Егорова. Алексей Логачев, основное место работы которого в саратовском ТЮЗе, пошел на большой риск, взявшись за материал, который сначала смешит, а потом пугает и шокирует многих.

Риск был и в том, что труппа "драмы" переживает не самый лучший период. Группа артистов, среди которых - обладатель "золотой маски" Александр Хряков, перешла в другие театры. Да и в целом длительный этап, который труппа существует без главного режиссера, на пользу актерам не идет.

Помогло то, что Алексей Александрович знаком с барнаульской труппой с 2014 года. А в позапрошлом году он поставил здесь "Зойкину квартиру". Двадцатые годы ХХ века особенно притягательны для Логачева, и эрдмановская пьеса отчасти о том же, о чем писал Михаил Булгаков, - люди пытаются удержаться в привычной жизненной плоскости, а она все кренится и кренится, пока вовсе не переворачивается.

- Режиссер высказал горькую правду, которую трудно принять. В ней есть эстетический парадокс, открывающий секрет этой пьесы - мы не знаем, как выразить наш протест и нужно ли его выражать вообще, и никакого выхода тут нет, - продолжает Елена Кожевникова.

P.S.

Премьерные спектакли "Самоубийцы" выявили как ожидаемые плюсы, так и предсказуемые минусы. Спасибо Алексею Логачеву за попытку высказаться о наболевшем. Спасибо Дмитрию Плеханову за самоотверженность и отвагу в освоении роли главного героя - Семена Подсекальникова. Что касается недочетов и неясностей, то все их, в конечном счете, можно свести к одному посылу: театру драмы как воздух необходим главный режиссер.