Первыми общественное внимание к таким четырехколесным "оборотням" привлекли водители одного из самых популярных городских маршрутов - N 48. В один из дней они устроили забастовку и отказались выходить на линию. Они назвали "магазины на колесах" нелегальными перевозчиками, а также обвинили их водителей в том, что те отбирают у них клиентов. Дублируя путь следования 48-го маршрута, те установили более низкий тариф.
- Мы ничего не можем сделать, только бастовать, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Мы платим налоги и аренду, а нам не дают работать, - говорит бригадир маршрута Владимир Рева.
Микроавтобусы курсируют еще по двум направлениям помимо 48-го. И власти не знают, как к ним подступиться. Так, заместитель начальника Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Валерий Изосимов заявил, что выявлять незаконных перевозчиков в ведомстве могут только во время рейдов:
- Мы не правоохранительные органы. Наша единственная мера воздействия - наложение штрафов, чем мы сейчас и занимаемся.
Чиновник также добавил, что сотрудники ведомства совместно с ГАИ выходили на проверку "левых" маршруток. Но за три часа им удалось поймать только две машины. По его мнению, остальные просто сошли с маршрута. На тех же, кто попался, составили протоколы о нарушениях.
Корреспондент "РГ" выяснил, что курсирующие по городу передвижные киоски принадлежат ОАО "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" ("СПАТП N 1"). Как рассказала заместитель директора предприятия Наталья Григорян, их машины зафрахтованы ООО "Альтернатива" - полиграфической компанией, которая таким образом реализует свою продукцию. Руководитель компании категорически отрицает, что автомобили под номерами 41, 84 и 88 находятся в реестре регулярных перевозчиков Ставрополя. Свой же транспорт Григорян называет заказным.
- На информационной табличке в каждой машине указано, что правом проезда в них в соответствии с документами и договором фрахтования обладают только покупатели, приобретающие полиграфическую продукцию. Если вы не являетесь таковым, пожалуйста, пользуйтесь альтернативными и регулярными маршрутами, - пояснила Григорян.
Хитрость, благодаря которой предпринимателей сложно поймать за руку, состоит в том, что на табличках под лобовым стеклом у больших цифр с номером маршрута стоит несколько маленьких, которых так просто и не заметишь. И получается, что указаны не номера маршрутов - 88, 84 и 41, а, например, 4111 или 885, то есть гаражные номера.
На тех же машинах указано, что все они являются заказными, там же значится, что фирма-фрактователь - ООО "Альтернатива". Они арендовали около 40 автомобилей, в которых и реализуют свою продукцию.
Григорян также заявила, что такой транспорт вышел на дороги краевой столицы еще в 2017 году. Это стало ответом официальным перевозчикам 48-го маршрута, которые, по ее мнению, нечестным путем его получили.
- Наша компания претендовала на участие в конкурсе, на котором выбирался перевозчик по 48-му маршруту. Но нас не допустили к нему, ссылаясь на то, что стоянка, которую мы должны были арендовать на конечных остановках, не соответствовала количеству наших транспортных средств. На тот момент мы сотрудничали со многими ИП, имеющими свои автомобили (около 200), но собственных машин у нас не было. После того как мы проиграли конкурс, водители, естественно, от нас ушли. Их решение понятно, так как им нужно зарабатывать, - говорит руководитель СПАТП N 1.
Тогда, по ее словам, в компанию обратились представители типографии и предложили сотрудничество. Транспортная компания взяла автомобили в лизинг. Сейчас у них около 40 машин.
Примечательно, что после забастовки водителей 48-го маршрута, которая и привлекла внимание общественности, никто из городской администрации в СПАТП N 1 и "Альтернативу" не обращался, не было претензий и со стороны надзорных и правоохранительных органов. Те штрафы, о которых говорил заместитель начальника Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, касались тахографов, установленных в автомобилях. Никаких других претензий предъявлено не было, утверждает Григорян.
Редакция "РГ" обратилась за комментарием в администрацию Ставрополя. Официальный запрос был направлен на имя главы города Андрея Джатдоева. Однако на момент публикации материала ответа так и не поступило. Официально не прокомментировали эту ситуации в муниципалитете и другим СМИ. Однако один из сотрудников мэрии заявил, что фактически у городских властей нет рычагов влияния на таких маршрутчиков:
- Они прикрываются заказными перевозками и юридически нам не подконтрольны. Возможно, что-то могут сделать в Ространснадзоре или ГИБДД. Но и тут важно, чтобы были выявлены явные нарушения.
Автору не раз приходилось ездить на таком транспорте. И информационные таблички, о которых говорит Григорян, хотя и присутствуют, но вряд ли рядовые граждане, незнакомые с тонкостями законодательства в области пассажирских перевозок, поймут, что едут в магазине на колесах.
Однозначно, состояние автопарка СПАТП N 1 далеко не самое худшее в городе. В основном используются "Газели Next". Как внутри, так и снаружи есть объявления, что это не маршрутное такси. Указаны данные компаний и номера телефонов. Возле водителей лежат те самые календари и открытки, которые каждый пассажир может взять, заплатив 20 или 21 рубль (в обычной маршрутке стоимость проезда - 23 рубля). Вот только этого никто не делает. За всю поездку от одной конечной остановки до другой ни один пассажир даже не прикоснулся к лежащей полиграфической продукции. О том, что пассажиры должны покупать у них какие-то открытки и календари, водители не говорят. На выходе оплатил проезд, получил сдачу и будь здоров!
Очевидно, что речь идет о пробелах в законодательстве, которым воспользовались предприниматели. Но приведем пример. Ставрополь знает множество случаев, когда хамское или опасное поведение отдельных водителей маршрутных такси становилось поводом для серьезных разбирательств. Достаточно записать номер автомобиля или данные водителя и сообщить об этом в администрацию города, и вскоре хам будет наказан, а то и вовсе потеряет работу. Ведь перевозчики напрямую подчиняются городскому муниципалитету. Продавцы календарей и открыток работают только на себя. Хотя Наталья Григорян заявляет, что достаточно одного звонка в компанию, чтобы с нарушителем распрощались.
Конечно, если речь идет уже о серьезных преступлениях, то владелец "киоска на колесах" вряд ли избежит наказания. Также остается открытым вопрос, что делать с теми, кто отказывается платить. Ведь все по тому же законодательству покупатель вправе ознакомится с ассортиментом, но не сделать покупку и выйти из магазина, даже если он на колесах.
А что же сами горожане думают о необычном перевозчике?
- Маршрутка удобная, часто ходит. Я постоянно езжу на ней, но то, что плачу за открытки, а не за проезд, узнала лишь после истории с забастовкой официальных водителей, - считает Татьяна Москалева.
- Какая разница для нас, пассажиров, кто нас возит. Важно, чтобы было безопасно, комфортно и, желательно, чтобы водитель оказался вежливым. А если есть возможность сэкономить пару рублей, то выбор очевиден. А войны маршрутчиков пусть остаются им самим и администрации, - говорит Григорий Кудла.
- Может, это и не совсем легально, но точно создаст конкуренцию в данной сфере, - отмечает Сергей Пташников. - Официальная транспортная политика города далека от идеала, надеюсь, хоть возникшая ситуация подстегнет чиновников к решению проблем. Я же теперь всегда буду брать календарик на память. Как-никак плачу за него.
Евгений Костючек, государственный инспектор безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю:
- Если речь идет о нелегальных перевозчиках, то это не совсем компетенция Госавтоинспекции, мы следим за соблюдением ПДД. Но в таких случаях мы проводим совместные мероприятия с надзорными структурами. Кстати, говорить, что они абсолютно нелегальные, неверно. Ведь это юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговой инспекции, оформляют путевые листы, проходят предрейсовый контроль. Под закон такие предприниматели подстраиваются достаточно ловко. В законодательстве говорится, что заказные перевозки можно осуществлять для неопределенного круга лиц, чем и пользуются в Ставрополе. Хотя фактически едут они по регулярным маршрутам.
Данные правонарушения выявляются только при совместных проверках ГИБДД и Ространснадзора. Также с нами работает отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Сейчас ситуацию в Ставрополе мы совместно прорабатываем с Ространснадзором.
Исалмагомед Набиев, председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана:
- Никто не может запретить водителю везти пассажира из пункта А в пункт Б. И нужно еще доказать, что он незаконно предоставляет транспортные услуги. А если еще и пассажиры скажут, что ехали не по маршруту, а покупали открытки или, допустим, отправились на экскурсию, то нарушение невозможно будет зафиксировать. Мне кажется, перспективы "вывести на чистую воду" владельцев данной компании нет.
Сколько должны платить государству официальные водители маршруток? Суммы в регионах отличаются. В Дагестане индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозками, платят единый налог на вмененный доход. При этом применяются коэффициенты. К1 устанавливают федеральные органы власти, а К2 - муниципальные, которые определяют доходность перевозок и в зависимости от этого используют коэффициент в размере от пяти до 100 процентов. К2 местные власти корректируют ежегодно. В Махачкале он составляет 48 процентов, на междугородных маршрутах (если водитель отправляется из столицы Дагестана) - 56. Если перевести на деньги, то в Махачкале индивидуальные предприниматели, ездящие по городу, ежегодно платят государству примерно 45 тысяч рублей.
Что касается "полиграфических" маршруток в Ставрополе, то такой вид деятельности позволяет им, видимо, экономить на налогах и не получать лицензию на перевозку пассажиров. Хотя с первого марта 2019 года введено лицензирование любых перевозок людей транспортными средствами, где более восьми пассажирских мест, даже если они осуществляются для собственных нужд.
Но в этом случае, насколько я знаю, платится разовая пошлина - около семи тысяч рублей. И никто не помешает осуществлять "торговые" или "экскурсионные" поездки, а на самом деле перевозить пассажиров.
Подготовил Тимур Алиев