Как быстро очистить улицы от наледи и снега до нормативных состояний?

Каждую зиму перед коммунальщиками встают одни и те же задачи - быстро очистить улицы от наледи и снега до нормативных состояний. Как справиться с этими вопросами, обсуждали в рамках выставки "ЖКХ - России" эксперты международного форума "Экология большого города", прошедшего 20-22 марта в Санкт-Петербурге. На площадке прошло несколько мероприятий, одно из которых было посвящено зимнему содержанию дорог. В рамках этой конференции эксперты обсудили опыт зарубежных стран, российскую практику и юридические аспекты. В последние годы граждане активно включаются в решение проблемы с контролем по уборке снега, а также готовы взыскивать компенсации за травмы на льду.

Эксперт Ассоциации зимнего содержания дорог (Росзимдор) Юлиана Серебренникова рассказала участникам мероприятия о том, как принято содержать дороги в Европе и Скандинавии. Оказалось, популярный в последние годы в Петербурге песок в большинстве стран не используется, так как приводит к возникновению грязи, засоряет ливневую канализацию и неблагоприятно сказывается на здоровье горожан.

Она уточнила, что за сезон песок истирается, превращаясь в мелкую фракцию, которая с приходом тепла легко поднимается в воздух и может попадать в дыхательные пути человека и животных. Как показывают медицинские исследования, песчинки имеют свойство аккумулировать продукты жизнедеятельность города: канцерогены, тяжелые металлы, бензопирены. При этом как антигололедное средство этот материал плохо справляется со своей задачей, поскольку не устраняет лед, а лишь создает на некоторое время шероховатость покрытия.

Поэтому, например, в Финляндии и Норвегии предпочитают другие варианты - комбинированные ПГМ, в которых плавящая составляющая дополняется фрикционной. В качестве последней отдается предпочтение гранитной крошке. Ее рассыпают, а потом собирают с приходом тепла. Большую часть утилизируют и только 10 процентов отправляют вновь на улицы в следующих сезонах. По словам эксперта, информация о том, что одна и та же крошка используется из сезона в сезон, - это миф. Это нецелесообразно, потому что материал имеет свойство портиться и терять свои качества. Кроме того, как и песок, гранит спустя месяцы использования впитывает городские выбросы, превращаясь в опасное вещество.

Частенько гранитная крошка приводит к поломкам эскалаторов, забивает ливневки и может приводить к возникновению трещин и царапин на машинах. Поэтому в зарубежных странах постепенно сокращают ее применение.

Интересную статистику озвучили специалисты Росзимдора. По их данным, в Москве в 2010 году также решили провести обработку гранитной крошкой. Тогда число пострадавших на льду выросло до 3,5 тысячи человек, что превысило даже данные по предыдущим сезонам. На следующий год в столице решили отказаться от нее, заменив реагентами. Результат показал: число травм снизилось в два раза и составило 1,5 тысячи.

На примере Норвегии Юлиана Серебренникова рассказала о том, что законодательство установило для дорожных служб этой страны жесткие параметры, которые предписывают уборку до "черного асфальта" для дорог с высокой плотностью движения (свыше пяти тысяч машин в сутки) и тротуаров. По словам спикера, со льдом борются с помощью многокомпонентных реагентов, к которым добавляют фрикционный материал.

Благодаря использованию реагентов в Самаре число аварий снизилось на 36 процентов, а в Екатеринбурге - на 72 процента

Качество обработки на дорогах тестируется специальным устройством в виде тележки, которое прикрепляется к автомобилю. В ходе тестового объезда оно фиксирует степень очистки, и, если обнаружен участок, убранный не по нормативу, информация передается службе, ответственной за обработку, с предписанием устранить проблему. Кроме того, действует система детального метеопрогнозирования для дорожных служб, которые имеют подробный отчет о грядущей погоде ежедневно по часам.

Все эти технологии работают на то, чтобы обезопасить пешеходов и автомобилистов, отмечает сотрудница ассоциации. Таким образом, государству удается сократить экономический ущерб и потери жителей.

Юрист фонда "Гражданин" Гузель Мухамадеева добавила, что практика российских судов говорит о том, что в последние годы соотечественники стали более активными по части взыскания потерь за травмы на льду. Если еще пять лет назад реальной возможной суммой компенсации могли стать десятки тысяч рублей, то в этом году речь идет уже о сотнях. Например, в этом году житель Санкт- Петербурга смог взыскать моральный вред в Василеостровском районном суде.

Отметим, что по итогам прошедшего сезона сотрудники ГИБДД в Санкт-Петербурге отмечали резкий рост аварийности, а медики фиксировали аналогичную картину по травматизму. Поэтому проблема с зимним содержанием не раз обсуждалась в городе на Неве в последние месяцы, а власти подчеркивали, что готовы пересматривать технологии, чтобы предотвратить повторение проблем в будущем.

Об этом же заявил на выставке вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко, который открыл мероприятие, а затем отправился в обход стендов участников - производителей техники, материалов и технологий для отрасли. Внимание чиновника привлек стенд предприятия из Пермского края, где были выставлены образцы с противогололедным материалом, а также представлены результаты исследований применений продукта. На графике были отражены цифры по снижению аварийности и травматизма пешеходов, а также по снижению экологической нагрузки. Николай Бондаренко попросил представителей компании рассказать подробнее об этих данных.

- Это результаты исследований на основе статистики ГИБДД, данных минздрава, а также практики использования в разных городах, - уточнил коммерческий директор Уральского завода противогололедных материалов Евгений Немировский. - Наши материалы, которые состоят из двух активных элементов, а также антикоррозионной и биофильной добавок, прошли необходимые исследования, имеют положительное заключение Государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Евгений Немировский добавил, что, по данным статистики ГИБДД в тех регионах, где переходят на современные ПГМ и технологии, включающие комплекс мер по противогололедной обработке, снижается число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий. Сокращается травматизм. В разных городах показатели свои. Например, в Самаре число таких аварий снизилось на 36 процентов, в Казани - на 45 процентов, а в Екатеринбурге - на 72 процента.

Еще одна тенденция - это экономия бюджетных средств, если смотреть на уборку города в комплексе. Евгений Немировский рассказал, что, технология, как отмечают сами дорожники, помогает разумнее расходовать средства. Экономия бюджетов может составлять в среднем шесть процентов. Это связано с тем, что антигололедные составы топят лед, сокращая объемы для вывоза. Меньше расходуется денег на уборку, ГСМ, рекультивацию земель и мойку дорог по весне. Кроме того, современные ПГМ более экономичные в применении, чем песок и песко-соляные смеси.

Директор также ответил на вопросы делегации о предприятии. По его словам, оно было основано 10 лет назад бизнесменом Рустамом Гильфановым в Пермском крае. Сейчас компания состоит из собственного исследовательского центра и производства и создает инновационные решения для зимнего содержания дорог для всей страны. В свою очередь, Николай Бондаренко ответил журналистам, что в Петербурге готовы искать новые решения в "гололедном" вопросе и изучать опыт других городов.