Ключевое направление, в развитии которого заинтересован город, - это конгрессно-выставочный туризм. В Петербурге достаточно площадок для проведения различных мероприятий, но, как отметил на ежегодном отчете комитета по туризму вице-губернатор города Олег Марков, во внесезонный период эта инфраструктура используется недостаточно.
Идея городских властей заключается в том, чтобы инициировать в Петербурге проведение как можно большего числа мероприятий: конгрессов, выставок, научно-практических конференций. Сейчас город ежегодно принимает пять тысяч мероприятий различного уровня, но в Смольном считают: это не предел.
За лоббизм на уровне города отвечает конгрессно-выставочное бюро, которое за прошлый год добилось подписания соглашений на проведение мероприятий с участием 23 тысяч человек.
Обычно локации для проведения выставок или конференций выбираются оргкомитетами через конкурсы. На 2019 год Петербург с помощью бюро заполучил право на проведение 18 таких мероприятий. Но в основном они пройдут в мае, июне, сентябре и октябре, то есть фактически в турсезон.
В бюро отмечают, что цель - добиться проведения в Петербурге крупных мероприятий в феврале или марте, но от усилий города в данном случае зависит немного, даты проведения форумов устанавливают оргкомитеты.
С прошлого года Петербург приступил к продвижению территории через амбассадоров. Такую схему давно применяют во многих европейских городах. Суть в том, что амбассадор - человек, пользующийся определенным авторитетом в профессиональном сообществе, - посещает различные мероприятия и рассказывает о городе, ненавязчиво предлагая провести там тот или иной форум. В Эдинбурге амбассадоры инициируют до 70 процентов от всех конгрессов и выставок, в Глазго только благодаря им проводится 150 мероприятий ежегодно.
В Петербурге пока определено пять амбассадоров, до конца года в бюро планируют выбрать еще 40 человек. Действующие амбассадоры пока заключили семь соглашений.
Главными интересантами в развитии конгрессно-выставочного туризма являются отельеры. По данным системы Hotel Advisors, в прошлом году загрузка петербургских гостиниц уровня "четыре звезды" не в сезон составляла 45 процентов, а в период наплыва туристов превышала 95 процентов. Трехзвездочные отели от сезона зависят немного меньше. Не в сезон номера заполнялись наполовину, в сезон этот показатель вырастал до 85 процентов.
Еще одна инициатива касается путешественников, приезжающих в город на круизных лайнерах. В Санкт-Петербургском агентстве медицинского туризма им хотят предложить медицинские услуги.
Как сообщил генеральный директор агентства Владимир Спирин, практика показывает, что у "медицинских" туристов, а такие в город приезжают регулярно, популярностью пользуются услуги, получение которых не занимает длительного времени. В частности, очень востребовано посещение городских стоматологов и косметологов. Интерес проявляют путешественники из стран Евросоюза, где такого рода услуги стоят значительно дороже.
Идея в том, чтобы предлагать туристам, приезжающим в город на круизных лайнерах, помимо музеев, посещать, например, стоматологические клиники. Стоит отметить, что круизные туристы городу довольно выгодны. По оценкам комитета по туризму, такой путешественник тратит в среднем ежедневно 11 тысяч рублей, в прошлом году Петербург на круизных лайнерах посетили 970 тысяч человек, их вклад в экономику города оценивается на уровне девяти миллиардов рублей.
Путешественники, приезжающие другими видами транспорта, тратят за время поездки 14-20 тысяч рублей каждый, средняя продолжительность туров составляет три-пять суток.
Пока основная масса туристов в Петербург приезжает не в командировку и не с целью лечения, а отдохнуть. Причем многие из них посещают город самостоятельно, без всяких турпакетов, жилье снимают через сервисы бронирования или останавливаются у знакомых. Эти путешественники не попадают в статистику комитета по туризму, но в ведомстве с уверенностью утверждают: счет идет на миллионы человек. Сейчас Петербург прорабатывает методику подсчета таких туристов. Она нужна, чтобы понять, хватает ли мощностей городской инфраструктуры для удовлетворения потребностей всех приезжающих.
Председатель комитета по развитию туризма Петербурга Евгений Панкевич говорит, что в рамках диверсификации город будет делать ставку на событийный туризм, причем площадки для проведения мероприятий выберут подальше от центра.
Помимо фестивалей, Петербург намерен развивать кинотуризм. Это довольно экзотическое направление, но Панкевич называет его перспективным, отмечая, что по такому пути в свое время пошли Лондон, Нью-Йорк и другие мировые туристские центры. Идея, собственно, элементарна: в Петербурге снимают кино, оно оказывается успешным в прокате, и поклонники едут вживую смотреть на точки, которые были показаны в фильме. Соответственно, задача городских властей тут сводится к тому, чтобы привлечь в Петербург как можно больше съемочных групп. Но проконтролировать процесс здесь сложно, все зависит от успеха ленты и образа, в котором предстанет город. Поэтому гарантий, что в ближайшие годы появится какой-нибудь фильм типа "Питер FM", после которого романтический статус Петербурга взлетел до небес, нет никаких. Таким образом, все, что в данном случае могут сделать городские власти, - это просто откликаться на предложения съемочных групп, содействовать им в согласовании площадок и рассчитывать, что какая-нибудь картина "взлетит", укрепив бренд Петербурга.
Туристов очень хотят зазвать на заводы. Промышленный туризм существует, но пока это скорее экзотика. Городские предприятия периодически проводят экскурсии, однако чаще на площадки приезжают школьники или студенты в рамках занятий по профориентации. Основная проблема - строгая пропускная система. Далеко не все заводы в принципе готовы проводить экскурсии, а те, кто открывает свои двери, за несколько дней до поездки запрашивают данные для оформления документов, что для туристских групп не всегда удобно.
Пока самым надежным способом диверсифицировать турпотоки становится создание точек культурного притяжения вдали от центра города. В условиях Петербурга это возможность развивать пригороды, не только Петергоф, который, к слову, обходит Эрмитаж по числу посетителей. Город намерен увеличивать количество экскурсий в Кронштадт и Павловск. Также важным становится строительство новых культурных объектов в спальных районах.
Тем не менее городские власти понимают: даже если турист приедет специально, чтобы посмотреть Колпино, какое-то время он все равно проведет в центре. Поэтому первоочередная задача, которая стоит перед городом сейчас, - это навести порядок на центральных улицах, в частности, убрать зазывал, которые оккупировали набережные городских рек и каналов с предложениями водных экскурсий. Летом их концентрация такова, что пешеходам сложно пройти по Аничкову мосту. В качестве альтернативы городское туристско-информационное бюро начало заключать договоры с организаторами водных поездок на продажу билетов через интернет. В бюро рассчитывают, что это позволит немного разгрузить улицы в период пиковых нагрузок.