Однако зачастую на доверчивых людях, желающих помочь окружающей среде путем покупки экотовара, наживаются недобросовестные производители. Товарам придают несуществующие свойства "зеленых" за счет простых добавок в названиях: "эко", "био" и "органик". Представили розницы в подобной ситуации бессильны: если товар назван псевдоэкологическим, но при этом соответствует заявленному составу и отвечает всем требованиям системы сертификации, он законен. Кроме того, в больших сетях опасаются отказывать новым компаниям, даже с сомнительным по качеству товаром. Боятся того, что производитель пойдет в федеральную антимонопольную службу и обвинит ретейлера в препятствии выходу на рынок маленькой фирмы. По словам экспертов, очистить рынок от подделок не помогает даже существующий стандарт, определяющий, что такое "органический продукт", но... не понятия "эко-" и "биотовары".
Подобная ситуация вводит потребителей в заблуждение и не отвечает на вопросы: крафтовая упаковка, которая разлагается, - это органический продукт? А витамины - экологический товар? В чем в принципе разница между "эко", "био" и "органик"? Оказывается, что ни в чем. Это слова-синонимы, они пришли в язык из других стран. Все они обозначают "чистые" товары. Только в Великобритании любят говорить "органик", в Германии - "био", а во Франции - "эко".
Из-за отсутствия законодательной базы производители, покупатели и ретейлеры не могут договориться, что же считать экологическим товаром. Нужно ли закладывать в значение слова состав упаковки, способ хранения, транспортировки и маркировки?
По словам куратора экологического направления "ВкусВилл" Александра Цыганкова, вопрос экологичности упаковки волнует большинство потребителей. За прошлый год в отдел по работе с обратной связью сети пришло более 700 обращений на эту тему. Несмотря на активную заинтересованность покупателей, осуществить переход на перерабатывающуюся упаковку трудно из-за инерции рынка. Сегодня ретейлеры не готовы к удорожанию продукта за счет его упаковки.
Все эксперты понимают, что потребителя нужно образовывать. Вот только не могут решить, кто именно это должен делать. И ждут вмешательства государства.
Однако очевидно, что образовывать потребителя нужно, наведя порядок с маркировками. Сегодня на всех товарах слишком много обозначений: "лучший товар года", "без трансгенов", "безлактозный продукт". В таком многообразии покупатель теряется - ему нигде не дают обозначений и пояснений, а только печатают значки. Поэтому, увидев, например, российскую экомаркировку "Листок жизни", человек просто не обратит на нее внимания, уверены эксперты. При этом "Листок жизни" является первой и единственной в России экологической сертификацией, признанной на международном уровне.
Большие ретейлеры еще только думают, как просвещать покупателей об экологических продуктах и сознательном потреблении. С конкретными акциями выступают не многие: финские гипермаркеты в Петербурге, например, в начале года провели акцию сознательного потребления с призывом покупать оторванные от гроздьев бананы.
В кругу ретейлеров дискутируют еще по одному вопросу: как в магазинах выкладывать экотовары так, чтобы привлекать к ним особое внимание? Одни эксперты считают, что специальные стеллажи или стенды с надписью "эко" бессмысленны, так как "чистые" продукты присутствуют практически в каждой товарной группе. Другие ретейлеры, напротив, уже перепланировывают свои магазины, выделяя отдельно всю здоровую продукцию и бытовую химию.
Решить ряд вопросов, связанных с экотоварами, должен закон "Об органической продукции", принятый в августе прошлого года. Он вступит в силу в январе 2020 года, но коснется лишь сельскохозяйственного сегмента и не затронет непищевую продукцию.
Юлия Грачева, директор Экологического союза Санкт-Петербурга:
- Во многих странах используется система государственных "зеленых" закупок. Она позволяет включать экологические критерии в состав конкурсной документации
в качестве преимущества. В России теоретически это также возможно. Еще один вопрос - сегодня практически отсутствуют методические инструментарии, поясняющие ретейлерам и производителям, как сделать информацию по продукту "прозрачной". Пока существует лишь два документа:
"Руководство по представлению информации об устойчивости продукции" ООН и "Методическое руководство по экологизации ассортимента и грамотному позиционированию экотоваров" Экологического союза.