Как отмечают эксперты, калмыки традиционно обеспечивали себя всем необходимым для кочевой жизни, и раньше в степи жили настоящие мастера по обработке кожи, валянию войлока и изготовлению национальной одежды. Но со временем многие из этих навыков были утрачены за ненадобностью. Технический прогресс сделал их ненужными задолго до того, как региональные власти задумались о развитии туризма. Однако потенциал для восстановления этой сферы еще есть.
- Приезжающие к нам туристы хотят видеть, что и как изготавливают местные мастера. Однако настоящих ремесленников в Калмыкии приходится разыскивать. Мы составили список таких специалистов. В нем чуть больше 100 человек. Но в качестве предпринимателей из них зарегистрированы только шестеро, причем официальное направление их деятельности не связано с ремеслами. Чтобы не потерять то, что есть, мы организовали обучающие мастер-классы, на которых умельцы передают свои навыки, - рассказывает директор республиканского туристского информационного центра Любовь Ушанова.
От желающих обучиться традиционным ремеслам на мастер-классах не было отбоя, причем самыми востребованными оказались непростые курсы золотых вышивальщиц. Любопытно, что на занятия приходили молодые люди, многие из которых окончили престижные московские вузы и получили перспективные специальности совсем в других сферах. Небольшие (а иначе передать навыки мастерства просто невозможно) группы не могли принять всех потенциальных учеников. Однако развивать бизнес народных промыслов калмыцкая молодежь не спешит. Слишком сложно конкурировать с привозной сувениркой, которая стоит копейки, но на самом деле не имеет ничего общего с Калмыкией.
- Вот конкретный пример: наша мастерица делает небольшие сидушки-подушечки из войлока. На изготовление одного такого изделия уходит минимум четыре дня даже при ее невероятной сноровке. Но выставить свою продукцию на продажу мастерица может максимум по 500 - 600 рублей. Иначе ее не купят. И что на этом можно заработать? Или вот наша национальная головоломка нярн шиндж. Ее себестоимость - 900 рублей. Чтобы продать такое изделие, мастер может накинуть максимум еще 100 рублей. Разве это заработок? Сами ремесленники говорят, что порой заказать и изготовить в Китае сувенир по их эскизам проще и дешевле, даже с учетом логистических расходов. Китайская продукция получается дешевле также за счет больших объемов и низкого качества материалов. В отличие от привозных сувениров изделия народных промыслов мастер должен изготовить из местного материала. Но шерсть мы уже не валяем, кожу не выделываем. Получается, действительно выгоднее покупать в Китае сувениры за 50 рублей и продавать их у нас за 300 рублей. Ну или выдавать за калмыцкую продукцию монгольский товар. Я, кстати, пыталась разобраться, как с такой ситуацией справляются в других регионах, где развиты народные промыслы. Оказалось, что в Дагестане, например, стоимость электроэнергии в два раза ниже, чем у нас, что ощутимо снижает издержки мастеров. Кроме того, в других регионах действуют министерства и комитеты, которые целенаправленно занимаются развитием туризма в связке с народными промыслами, - рассказывает Любовь Ушанова.
Чтобы хоть как-то стимулировать калмыцких мастеров, в республике ввели грантовую поддержку. Небольшие суммы, 250 000 рублей, расходуются в основном на покупку сырья и оборудования. Такие гранты уже получили ремесленники, изготавливающие войлочные изделия и традиционные калмыцкие музыкальные инструменты. Но подобных примеров единицы, и выделяемых из небогатого республиканского бюджета ресурсов пока не хватает, чтобы в полной мере поддержать развитие местных ремесел.
- Я, например, даже не надеюсь на получение гранта, - признается местная мастерица и руководитель общественной организации развития народных художественно-прикладных ремесел "Город мастеров" Елена Киштанова. - Сейчас таким, как мы, можно рассчитывать только на себя. А ситуация на рынке сложилась непростая. Да, после снижения курса рубля несколько подорожали китайские и монгольские сувениры, и некоторые торговцы даже закрыли свой бизнес. Но ведь и цена материала, который используют калмыцкие ремесленники, тоже выросла. Даже покупку оборудования сейчас нужно тщательно обдумывать и просчитывать. Например, если приобретать технику для обработки кожи и меха, нужно учитывать, что это сырье в основном завозится из-за рубежа и стоит очень дорого, а значит, производство окажется нерентабельным и дорогостоящее оборудование будет простаивать без толку. Нужно оценить и конкуренцию с другими регионами. Недавно я была в Москве на конференции по народным промыслам. И там эксперты-искусствоведы говорили о том, что, хотя войлоковаляние для республики традиционное занятие, мы уже слишком отстали в этой области от других регионов, продукцию которых хорошо знают туристы. Поэтому, хорошенько подумав, я в итоге решила заняться вышивкой.
Некоторые калмыцкие мастера и вовсе вынуждены были сменить сферу деятельности. Например, Людмила Мошулдаева, занимавшаяся изготовлением кукол, оставила это неприбыльное занятие и теперь помогает другим художникам, открыв частную галерею.
- Каждый мастер сидит дома, самостоятельно что-то делает и в одиночку пытается реализовать свою продукцию. При этом с интернетом многие не дружат, продвигать товар в Сети не умеют или не хотят. Да и непросто это. У меня бизнес в интернете не пошел. Просмотров было много, а покупок - мало. Выезжать на ярмарки и выставки - слишком дорогое удовольствие, и подобные поездки не окупаются. Без поддержки властей заниматься этим смысла нет, а республика оплачивать мастерам взносы за участие, проезд и проживание не может. В общем нужно было что-то менять, поэтому я решила открыть галерею. Начала с десяти квадратных метров, потом увеличила площадь. Сейчас есть небольшое пространство, где наши художники и мастера могут выставлять свои произведения. Причем речь идет именно об изделиях, изготовленных в Калмыкии. Это принципиально, - говорит Людмила Мошулдаева.
Еще одной проблемой калмыцких ремесленников с недавнего времени стали споры об авторском праве в сфере народных промыслов. Уже были неприятные инциденты, когда мастера, участвовавшие в масштабных выставках, узнавали среди продукции своих коллег-конкурентов собственные работы. Поэтому сейчас ремесленникам настоятельно рекомендуют фиксировать авторство любыми возможными способами. Например, с помощью поэтапной фотосъемки поделки в процессе ее изготовления.