В Минэкономразвития РФ пояснили, что пострадавшая от квот сторона (в данном случае ею, по мнению ведомства, потенциально может стать Россия) имеет право претендовать на компенсацию или встречные защитные меры, о чем и была уведомлена ВТО, передает "Интерфакс". Практика показывает, что чаще всего ответной мерой в таких случаях становится увеличение импортных пошлин на сопоставимые объемы торговли, пояснил агентству заведующий кафедрой торговой политики НИУ ВШЭ Максим Медведков.
ЕС ввел тарифные квоты на импорт металлопродукции 2 февраля этого года исходя из среднего объема закупок за рубежом в течение 2015-2017 годов. Как только квота будет исчерпана конкретным поставщиком, пошлина на импорт его продукции составит 25 процентов, но до этого он еще сможет воспользоваться остатками общей квоты по горячекатанному прокату, поясняли в Еврокомиссии. Это правило будет действовать в течение трех лет - до июля 2021 года - как ответная мера ЕС на решение США ввести с марта прошлого года пошлину на сталь в размере 25 процентов и на алюминий в размере десяти процентов для дозагрузки собственных предприятий.
Россия, которая поставляет металлопродукцию в том числе в США, в ответ на это ввела частичные ограничения на импорт американских товаров. Тарифные квоты ЕС - это тоже ответ на действия США: регион опасается перетока стали и алюминия, предназначенных изначально для рынка за океном. Однако в попытке проконтролировать переток вряд ли может пострадать Россия: она поставляет в ЕС в основном горячекатанный прокат, на который действует глобальная, а не страновая квота.
Более того, введение страновых квот для России в отношении другой металлопродукции может даже улучшить положение, облегчив конкуренцию с другими экспортерами, сообщал ранее Reuters со ссылкой на аналитиков. Таким образом, уведомление в ВТО, поданное Россией, можно рассматривать как страховку.