02.04.2019 20:03
Поделиться

Совет Европы подготовил доклад о состоянии российских тюрем

За четыре года общая численность заключенных в тюрьмах России снизилась на 6,2 процента - до 602 тысяч 176 человек. Об этом говорится в опубликованном докладе Совета Европы.
photoxpress

При этом соотношение числа заключенных на 100 тысяч жителей все еще остается высоким: 418,3 сидельца. Это выше, чем в среднем по Европе. Самые низкие показатели в Сан-Марино (17,9), Лихтенштейне (31,5), Исландии (46,8) и в Финляндии (51,1).

Как отмечает "Интерфакс", согласно данным, которые приводит СЕ в своем докладе, большинство заключенных в России отбывают сроки от пяти до десяти лет лишения свободы (свыше 177 тысяч заключенных), почти 2 тысячи сидельцев отбывают пожизненное заключение.

Больше всего заключенных отбывают наказание за преступления, связанные с наркотиками: свыше 135 тысяч человек. Почти 98 тысяч человек осуждены за убийства, свыше 86 тысяч - за нанесение телесных повреждений, свыше 73 тысяч - за грабежи, свыше 22 тысяч - за насильственные действия сексуального характера, свыше 1,1 тысячи - за преступления экономического и финансового характера, 284 человека - за терроризм.

Сегодня подходы судов такие: реальный срок назначают в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления, когда иного наказания быть не может. Но в остальном уже несколько лет продолжается тенденция как можно реже приговаривать к реальному лишению свободы. Активно применяются различные альтернативные наказания: штрафы, ограничение свободы, обязательные работы и другие.

По словам представителей тюремного ведомства, число осужденных в нашей стране вследствие смягчения уголовно-исполнительной политики государства стабильно сокращается. Только за последние 10 лет их количество уменьшилось практически на четверть миллиона.

При этом введен общественный контроль за условиями в местах лишения свободы. В свое время введение общественных наблюдательных комиссий за местами принудительного содержания стало большим достижением: для этого потребовался и определенный переворот сознания у некоторых граждан начальников. До того звучали голоса, что пускать в тюрьмы гражданских инспекторов с серьезными полномочиями крайне опасно и непозволительно. Однако беды не случилось - наоборот.

Благодаря членам ОНК в местах не столь отдаленных произошло много изменений к лучшему. Достаточно напомнить проект по развитию спортивных площадок в следственных изоляторах: во многом он состоялся благодаря энергии члена ОНК Москвы Евы Меркачевой, активно поддержавшей идею проведения первого футбольного матча заключенных в СИЗО "Бутырка", - в игре принял участие футболист Павел Мамаев.

Одним матчем дело не ограничилось, теперь тюремное ведомство прорабатывает инициативу, которая позволит арестантам в СИЗО во время прогулок заниматься активными видами спорта: футболом, волейболом, баскетболом и т.п. Спортплощадки уже оборудуются.

Уполномоченным по правам человека разрешат проводить в колониях личный прием заключенных, в специальные часы любой сможет прийти на встречу

Еще одна инициатива: министерство юстиции подготовило законопроект, расширяющий перечень лиц, которые уполномочены проводить личный прием осужденных.

"Предлагается включить в перечень лиц, уполномоченных осуществлять личный прием осужденных, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и соответствующих уполномоченных в субъектах Российской Федерации", - сообщили в минюсте.

Такие поправки предлагается внести в правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Закон разрешает Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в регионах посещать колонии без специального разрешения. При этом они вправе общаться с заключенными, но устраивать личный прием не могут. Проще говоря, после принятия поправок уполномоченные по правам человека смогут назначать официальные часы приема осужденных, когда на встречу может попроситься любой из заключенных.