Сегодня у судебных приставов есть год, чтобы оформить материалы и передать в суд. По словам члена правительственной комиссии по законопроектной деятельности, председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, предлагаемая мера позволит решить проблему безнаказанности коллекторов в тех случаях, когда нарушение выявлено, но срок давности истек.
"Зачастую материалы о нарушениях коллекторов поступают в службу судебных приставов из других органов государственной власти и различных организаций - полиции, Роскомнадзора, Банка России, Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств и т.п., - рассказывает Владимир Груздев. - Такие материалы могут поступать по истечении значительного периода с момента правонарушения, так как тем организациям также требовалось время на проведение проверок. Кроме того, плановые проверки проводятся не чаще одно раза в три года. В итоге в подобных случаях коллекторские агентства фактически остаются безнаказанными за допущенные нарушения".
По данным Федеральной службы судебных приставов, в прошлом году было возбуждено 1,8 тысячи дел об административных правонарушениях по статье 14.57 КоАП, наказывающей за нарушения при взыскании просроченной задолженности. Общая сумма штрафов, назначенных судами в качестве административного наказания коллекторам, превысила 60 миллионов рублей.
В прошлом году у приставов появились новые полномочия: они могут проводить административные расследования. Например, судебные приставы могут запрашивать информацию у сотовых операторов, действительно ли коллекторы названивали должнику. Или опрашивать третьих лиц, скажем, родственников должника. Более того: теперь приставам необязательно ждать жалоб от должников, дела могут возбуждаться по сигналам СМИ. Уже есть примеры, когда, узнав из прессы о нарушениях, приставы занялись расследованием, нашли и наказали нарушителей.
А в управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве недавно выпустили памятку для граждан, как общаться с коллекторами и куда жаловаться, если незваные гости выходят за рамки.
Закон четко прописывает правила, как коллекторы могут общаться с должниками: встречаться лично можно не более одного раза в неделю (с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники). Вести переговоры по телефону можно не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники.