3 апреля родился Марлон Брандо

Идол кинематографа ХХ века, актер, доводивший режиссеров до истерик, но снова и снова заставляющий своим талантом приглашать себя в самые громкие картины прошлого столетия. Марлон Брандо родился 95 лет назад, и в день его рождения "РГ" вспоминает самые известные роли человека, изменившего актерскую игру.
EPA

"Трамвай желание" (1951)

Съемки фильма Элиа Казана "Трамвай желание" длились всего 36 дней. Это была одна из первых работ Марлона Брандо на экране, до этого он успел лишь сняться в картине Фреда Циннемана "Мужчины". А партнершей по площадке стала уже признанная актриса Вивьен Ли. Роль Стэнли Ковальского принесла молодому Брандо первую номинацию на "Оскар" и головокружительную популярность, несмотря на то, что его персонаж - вообще-то отрицательный и малоприятный тип, который поколачивает беременную жену (и даже Брандо признавался, что ненавидит своего героя). А его фраза, точнее, уже закадровый крик, "Стелла! Эй, Стелла!" заняла 45-е место в списке 100 крылатых фраз, произнесенных на экране, по версии Американского института киноискусства.

"Вива, Сапата!" (1952)

Вторая совместная работа Марлона Брандо и Элиа Казана посвящена лидеру Мексиканской революции Эмилиано Сапате. Вспыльчивый характер самого Брандо идеально дополнил образ решительного борца против авторитарного режима и национального героя Мексики, а грим и накладные усы придали актеру невероятное сходство с прототипом. Особое место в ленте уделено пестрому национальному колориту: нравам, обычаям и взглядам на политику.  Сценарий к фильму, кстати, написал наш любимый Джон Стейнбек, автор одних из главных американских романов ХХ века - "К востоку от рая" и "Гроздья гнева".

"Крестный отец" (1972)

Невозможно не вспомнить эту роль Марлона Брандо. Гангстерская драма о мафиозной семье Корлеоне Френсиса Форда Копполы считается одним из сильнейших фильмов в истории кинематографа, который уступит разве что "Гражданину Кейну". А сначала Paramount не хотели видеть Брандо в картине из-за его вздорного характера, непременно замедлявшего съемочный процесс.

За роль Дона Вито Корлеоне Марлон Брандо удостоился "Оскара". Однако актер бойкотировал церемонию. "Он, к сожалению, не может принять эту высокую награду. Причиной этому послужило существующее в настоящее время в киноиндустрии отношение к американским индейцам", - прозвучали слова представительницы индейцев апачи Сашин Легкое Перо со сцены зала Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе. Отказом от престижной награды Марлон Брандо привлекал внимание к проблемам коренного населения Америки. Актера возмущало, что кинематограф дискриминирует индейцев: главные роли в фильмах про индейцев могли играть только белые актеры, и Брандо обвинял не только общество, но, в частности, киноиндустрию в унижении представителей этого народа.

"Последнее танго в Париже" (1972)

Вызывающая картина Бертолуччи с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях получила рейтинг "Х" за эротику, демонстрацию обнаженных тел и грубые выражения. Сразу после релиза лента была запрещена к показу в Италии, Португалии, Сингапуре, Новой Зеландии и Южной Корее, а в Штатах для фильмов такой категории существовали особые правила проката в специальных домах кино. Режиссер создал романтическую версию современной трагедии любви и историю о крахе надежд, обнажив самые ранимые места человеческой души на экране. Марлон Брандо более 15 лет не общался с Бертолуччи после этой роли и заявлял, что никогда не будет сниматься в подобных картинах. Но стоит признать, что они вместе создали одну из лучших мелодрам.

"Апокалипсис сегодня" (1979)

С Копполой Марлон Брандо сотрудничал много и продуктивно: роль помешанного на войне полковника Уолтера Куртца стала одной из самых известных работ и без того всемирно знаменитого актера. Большая часть роли стала импровизацией Брандо, который частенько не заучивал свой текст, уверяя всех, что иначе пропадет вся "свежесть" роли. Но многие были убеждены, что актер просто ленился. В этот раз Брандо зашел еще дальше - не прочитал ни сценария фильма, ни книги Джозефа Конрада "Сердце тьмы", по мотивам которой снял "Апокалипсис". "Мой фильм - не о Вьетнаме; он и есть Вьетнам", - говорил о своей ленте Френсис Форд Коппола.