Как в казанском детсаду незрячих детей учат самостоятельности

Устройство ребенка в детский сад дело хлопотное. Хочется, чтобы и комфортный был, и рядом с домом, и с хорошими педагогами. А если малыш незрячий и страшно отпустить его от себя на шаг, но очень важно научить жить в обществе? Корреспондент "РГ" побывал в детском саду N203 - единственном в Казани, где есть группа для незрячих, и узнал, как здесь воспитывают особенных детей.
Олег Тихонов/РГ

С чистого листа

Это сейчас инклюзивным образованием, предполагающим обучение детей-инвалидов в одном пространстве со здоровыми сверстниками, особо никого не удивишь. Только в школы Татарстана, по данным Минобрнауки РТ, ходит около 11 тысяч таких ребят.

А в 2011 году, когда в ДОУ N203 решились открыть группу для незрячих, это был смелый эксперимент. Все началось с инициативы нескольких родителей. Они очень хотели, чтобы их дети пошли в садик по месту жительства. Городские власти не отказали. Но, как выстраивать занятия с незрячими детьми, не знали ни педагоги, ни родители.

- Мы боялись, они боялись, - вспоминает заведующая Гульнара Шагимуллина. - Очень трудно было найти тифлопедагогов. Не было никакого методического сопровождения. Начинали с чистого листа. Все методом проб и ошибок.

Время шло, постепенно в спецгруппе сложился свой педагогический коллектив, появились методики. С пособиями и тактильными книгами детсаду помогла Республиканская специализированная библиотека для слепых и слабовидящих. Большинство ребят первого выпуска теперь успешно учатся в коррекционной школе N172. А на их место пришли новые воспитанники.

С повязкой на глазах

Мы знакомимся с уже преобразившимся детским садом. Полгода он находился на капремонте, а совсем недавно открылся вновь. Сейчас все здесь адаптировано для незрячих детей. Поручни и резиновые коврики, "подсказывающие" малышам дорогу.

Но мы начинаем не с экскурсии по светлому отремонтированному зданию, а с... погружения в темноту. Такой вот мастер-класс. Повязка на глаза - и ты мгновенно превращаешься в беспомощного растерянного человека. Задания дали нехитрые. Сначала прокрутили короткий видеоролик и предложили по звуку воссоздать "картинку". А потом попросили на ощупь определить, что изображено на рельефном рисунке. Справился с трудом. Когда снял повязку, испытал облегчение.

Незрячих детей темнота окружает всегда. И это сковывает их как физически, так и психологически и интеллектуально. Задача педагогов коррекционной группы - достать ребенка из этого "кокона" и научить жить ярко и интересно.

- Большая часть информации у незрячих детей выпадает, - поясняет тифлопедагог Валентина Агафонова. - Поэтому необходимо развивать так называемые сохранные анализаторы: слух, обоняние и, конечно, тактильную чувствительность.

Фасоль, печка и кукла Брайлина

Обучение здесь начинается с раздевалки, где каждый шкафчик украшен рельефной фигурой. Свою дверку любой ребенок узнает на ощупь. Все игрушки в группе тоже тактильные. Их тут огромный выбор: от деревянных пирамидок Монтессори, заставляющих решать задачки, до риса, фасоли и песка, куда просто приятно запустить пальцы.

Развитие мелкой моторики для таких детей имеет особое значение. По словам Валентины Агафоновой, в будущем это поможет не только манипулировать предметами, но и овладеть рельефно-точечным шрифтом Брайля. Его азы осваиваются уже здесь. Любимая игрушка ребят - кукла Брайлина, пуговки которой воспроизводят шеститочие, лежащее в основе алфавита.

Предмет особой гордости - тифлопечь. Она в буквальном смысле выпекает рельефные рисунки. Достаточно нанести специальным маркером изображение на особую бумагу и пропустить ее через аппарат.

Очень важно приучать незрячих с ранних лет к самостоятельности. Казалось бы, такие дети требуют особой опеки. И родители, как правило, ее обеспечивают с лихвой. Но это медвежья услуга.

- Нельзя вечно кормить ребенка с ложечки и менять ему подгузники, - говорит воспитатель Елена Старовойтова, - Нужно помочь ему войти в жизнь. Детки часто приходят к нам со сбитым режимом, не понимая, когда день, когда ночь. У них нет навыков самообслуживания. Мы учим их самостоятельности и объясняем родителям, как это делать. Порой приходится отгонять их от собственных детей, чтобы те сами оделись.

Тропинка к душе

А как непросто решиться пойти без посторонней помощи! Тифлопедагог Валентина Агафонова учит ребят не бояться пространства, использовать защитные техники. Помогают в этом сюжетно-ролевые игры. Развивают они и топографические представления. Ведь прежде чем куда-то пойти, нужно выстроить путь в голове. На магнитных досках дети геометрическими фигурками прокладывают простейшие маршруты: от кроватки до выхода, от шкафчика до двери. Многие уже научились добираться от группы до своего участка на улице самостоятельно.

На личное развитие незрячих очень благотворно влияют уроки музыки.

- Главное найти тропинку к их душе, - говорит музыкальный руководитель Ирина Матвеева. - На занятиях с этими детьми я не требую, чтобы они танцевали в соответствии с мелодией. Когда ребенок подпевает, а иногда и просто мычит или качает головой, это уже радость.

Педагогу удалось раскрыть у многих ребят талант, а потом создать ансамбль и оркестр. Есть у коррекционной группы и своя звезда: выпускница детсада Олеся Мошейко стала финалисткой шоу "Голос. Дети". Сейчас она учится в музыкальной школе. В общем, есть кем вдохновляться.

Подружку находила по запаху

А как выстраиваются отношения у таких детей с другими воспитанниками детского сада? Скажем так, коррекционная группа стоит несколько особняком, но ребят ни в коем случае не изолируют. Часто проводят совместные праздники, спортивные игры, концерты. Я сам наблюдал, как они, взявшись за руки, исполняли танцевальный номер. Это очень ценный опыт как для одних, так и для других.

А еще была трогательная история, вспоминает воспитатель Елена Старовойтова, когда невидящая девочка подружилась со зрячей. Она сама приходила в группу к подруге и находила ее там по запаху. При этом общение детям никто не навязывает. Педагоги понимают, что далеко не все ребята морально готовы к этому.

Психолог Марина Рюмина уверена, что даже короткие встречи с незрячими являются важными нравственными уроками.

- Мы иногда просим младших школьников, чтобы они помогли нам вскопать грядки, - рассказывает психолог. - И вот как-то раз пригласили их после работы на чай, чтобы ребята увидели, для кого это делали. Они заходят такие шумные, немного развязные. А им навстречу, слегка покачиваясь, идет Эмиль и спрашивает: "А кто пришел?" И вы бы видели их реакцию! Это немая сцена! И ничего не надо объяснять.

Запастись терпением

Педагогам коррекционной группы в родителей приходится вкладываться не меньше, чем в детей, а порой и больше. Да, они тоже своего рода воспитанники. Их необходимо научить, как правильно подготовить своего ребенка к жизни, а значит, и сломать какие-то их стереотипы. Но прежде надо еще найти с ними контакт.

- Они как в панцире поначалу находятся. Это связано с психологической травмой. И достучаться до них по-настоящему очень тяжело, - делится впечатлениями Марина Рюмина. - Я специально собрала мам в спортзале, мы закрылись и говорили о них как о женщинах. Включила музыку, пригласила массажиста для лица. Для них это было просто волшебство. Вот только ощущение, что рядом нет детей и можно не дергаться, приходит не сразу. Но в конце они все расслабились.

По словам воспитателя Елены Старовойтовой, когда родители начинают водить незрячего ребенка в детский сад, они немного отвлекаются от своих проблем. Видят, что и другие сталкиваются с подобными трудностями, находят близких по духу людей и, главное, обретают надежду.

Трем мамам заведующая помогла трудоустроиться в садик, чтобы быть поближе к детям. Одна из них, Лилия, работает младшим воспитателем в коррекционной группе.

- Детский сад нам очень помог, - рассказывает она. - Когда я только привела сюда Диляру, то многого не знала. Например, что ребенок должен сам уметь есть и обслуживать себя. Я стала более требовательной к ней. И со временем ее поведение улучшилось, появился режим. Главное, запастись терпением. Ты вроде годами учишь-учишь, но ничего не получается, а потом все-таки видишь результат.