В Уфе состоялась премьера драмы "Исход" по пьесе Наки Исанбета

Минимум декораций, "дозированные" свет и цвет - в таких аскетических условиях главный режиссер татарского театра "Нур" Байрас Ибрагимов предложил актерам окунуться в реалии столетней давности, воссозданные в драме "Исход".
Пресс-служба театра "Нур"

Спектакль о том, как под давлением внешних обстоятельств обнажается человеческая сущность и как не потерять себя, когда рушится привычный мир. Зритель не может остаться безучастным, потому что каждый поворот сюжета побуждает его примерить ситуацию на себя.

- Наш спектакль о необходимости сохранения веры, внутреннего богатства. Эта проблема особенно остро стоит в наши дни, - отметил Байрас Ибрагимов. - Мы все растеряли, что у нас было святого. Куда мы идем?

Поиски ответа на вопрос привели режиссера к пьесе "Исход" Наки Исанбета. Действие происходит в послереволюционные годы, когда в масштабах страны начался слом устоев, попрание веры и подмена понятий.

Театралам, которые любят сличать текст с постановкой, не стоит искать по библиотекам пьесу народного писателя Татарской АССР Наки Исанбета, кстати, уроженца села Малояз Салаватского района Башкирии. В оригинале это сатирическая комедия, высмеивающая веру, духовенство и класс имущих, которых победила советская власть. Да по-другому и быть не могло, ведь пьеса написана в 1923 году. Но талантливый автор "спрятал" под идеологической шелухой драматическую суть, которую режиссер и сделал основой нового спектакля.

Все события закручиваются вокруг деревенского муллы Гайнетдина и его семьи, сбежавших от "красных" в Сибирь. Три жены одна за другой его бросили, дочь тоже ушла, поверив авантюристу. У него не осталось ни документов, ни денег, ни одежды, только вера, чистота души и совесть. И на фоне остальных - сытых, хорошо, пусть даже за чужой счет, одетых - именно он, в лохмотьях, униженный, но не унизившийся, в финале и выходит победителем. Спектакль заканчивается символически, когда Гайнетдин в полном одиночестве в луче света уходит в белую даль.

Талантливый автор "спрятал" под идеологической шелухой драматическую суть, которую режиссер и сделал основой нового спектакля

Белый цвет художник-постановщик из Санкт-Петербурга Ильшат Вильданов выбрал для того, чтобы выделить артистов, ведь в спектакле важен каждый персонаж. Сценография лаконична и убедительна. Атмосфера тревожности, неустроенности и переменчивости время от времени подчеркивается то снегом, заметающим персонажей, то видеоинсталляцией, появляющейся на заднике сцены, когда надо показать, что делается на улице или за окнами трактира.

Роли потребовали от артистов немалых душевных сил и освоения новых навыков. Так, Альберт Шарафутдинов, исполнитель роли искусителя и ловца душ Багави, рассказал, что перед генеральным прогоном всю ночь во сне боролся с бесами, а до этого беседовал с Воландом. Эльмиру Хаертдинову, исполнителю роли Абдулича - опустившегося земского писаря, вынужденного промышлять гаданием на картах, пришлось изучить карточные фокусы.

- В жизни каждого человека есть и радостные, и трудные дни. Трудных, наверное, больше. И кого-то они могут ожесточить. У кого не хватает духа, тот может свернуть с дороги и потеряться. Так ведь бывает сплошь и рядом, - говорит народная артистка Башкортостана и Татарстана Резида Фахруллина, сыгравшая одну из жен муллы. - Нужна вера, только она дает нам силы.