В советское время пункты приема стеклотары можно было найти чуть ли не на каж-дом углу, а сегодня в Кемеровской области в официальном реестре вообще нет переработчиков стекла. Между тем это живые деньги. Правда, взять их достаточно сложно, как показывает история первого в регионе предприятия, занявшегося приемом и переработкой стекла.
Руководитель компании Дмитрий Тарханов признает: да, хотел заработать, так как считал этот рынок привлекательным. По его оценкам, в Кемерове и Кемеровском районе стекло составляет до пятнадцати процентов отходов. При этом стеклобой относится к пятому классу опасности по классификации отходов, то есть не является опасным, поэтому выносить предприятие в промышленную зону необязательно.
Компания арендовала помещение под пункт приема стеклотары, купила дробилку производительностью до тридцати тонн в месяц, организовала три рабочих места. Технологическая цепочка была задумана простая: после сбора отходов стекло отделить от пластиковых и железных элементов, измельчить, упаковать в промышленные мешки по одной тонне и отгрузить на переплавку.
Однако для успешной реализации проекта важно обеспечить бесперебойные поставки сырья. А вот с этим сразу начались проблемы.
- Мы предлагали заключить договоры с предприятиями общественного питания, гостиницами, компаниями, работающими со стеклом в больших объемах, полигонами отходов - никто не согласился. Причем реакция была от "нам неинтересно" до просто негативной, - вспоминает Дмитрий.
Похожая ситуация сложилась и при попытке договориться с управляющими компаниями об установке во дворах специальных мусорных контейнеров, куда горожане могли бы складывать стеклянные банки и бутылки. Но в результате переговоров на весь полумиллионный город нашлась только одна такая компания. Она разрешила установить лишь один контейнер. Все, что оставалось переработчику, - работать с частными лицами.
- Мы организовали платный прием, брали и разбитую тару, и строительное стекло, и треснувшие зеркала, а также лобовое автостекло - в зависимости от вида, от пяти копеек до рубля за килограмм. Поначалу готовы были принимать и по одной бутылке или банке. Первую пробную партию стек-ла формировали больше месяца - отвезли пять тонн на переплавку в Новосибирск, - рассказывает Дмитрий. - В результате добрую половину от вырученной суммы "съела" доставка.
С 1 апреля сдать стеклотару в Кемерове можно будет три дня в неделю. К слову, обычные граждане приносят ее достаточно регулярно: так, за первые пятнадцать минут, пока журналисты знакомились с работой предприятия, стекло принесли трое.
По словам Тарханова, предприятие готово перерабатывать до шестидесяти тонн в месяц. В планах - приобретение новой, более совершенной дробилки, установка во дворах еще нескольких контейнеров, закупка оборудования для производства плитки. Но пока все эти планы зависят от увеличения объема поступающего на утилизацию продукта.
Тем временем
В Новосибирске один из крупнейших производителей стеклотары за Уралом создает собственную систему сбора и сортировки стеклобоя, применение которого улучшает качество стекла, а одна тонна заменяет 1,2 тонны природного сырья. Кроме того, температура плавления стеклобоя не столь высока, как смеси из песка, соды и доломита. С уменьшением энергозатрат снижаются выбросы углекислого газа в окружающую среду. "За год в стекловаренных печах переплавляют 43 тысячи тонн стеклобоя, в том числе отходы производства. Сегодня доля стеклобоя в шихте - смеси исходных материалов для варки стекломассы - составляет двадцать процентов. Задача-максимум - в течение ближайших двух лет довести это значение до сорока процентов", - пояснил генеральный директор предприятия Константин Корсунь. Ежемесячно предприятие закупает в среднем примерно 2,5 тысячи тонн стеклобоя у управляющих компаний, предприятий из Новосибирской и Томской областей, Алтайского края, которые эксплуатируют полигоны или занимаются сортировкой твердых коммунальных отходов, а также у региональных операторов по обращению с ТКО и их подрядчиков. Пущена специализированная конвейерная линия для подготовки стеклобоя к переплавке. Планируется, что к 1 августа 2019 года через собственную систему будет поступать до 700 тонн несортированного стеклобоя в месяц. По прогнозам, он станет минимум на двадцать процентов дешевле, чем закупаемый на стороне.