03.04.2019 12:31
Поделиться

Какой бизнес выбирают крымские мамы

По мнению крымчанок, декрет - это время раскрытия способностей. Одни мамы решают попробовать себя в творчестве, другие - в бизнесе. А третьи - успешно совмещают и то, и другое. О креативных женских предпринимательских проектах узнавала корреспондент "РГ".
Анэтка Анечкина

Гигантская роза

Мама шестилетнего сына и восьмимесячной дочки, жительница Симферополя Нина Чепурко по образованию экономист. Девушка работала по специальности более 10 лет: в налоговой службе, начальником отдела на предприятии. Но всегда было желание делать что-то своими руками.

- Я всегда занималась творчеством, в школе ходила на кружок вязания, - говорит Нина.

Она вяжет сумки из полиэфирного шнура и трикотажной пряжи, есть заказчики из разных регионов РФ.

Увлечение цветами началось два года назад, сначала это были поделки из гофрированной бумаги, а сейчас Нина делает цветы-светильники из изолона в человеческий рост. Для Крыма это новое направление в творчестве, интерес со стороны покупателей большой.

Этот материал для декора морозо- и теплоустойчивый, а также пожаробезопасный - выдерживает температуру до 300 градусов. Изолон изготавливает ижевский завод. Но простую лампочку накаливания в "цветах" использовать нельзя - только светодиодную, делится секретами Нина.

Мастерить светильники девушка училась на онлайн-курсах в интернете.

- Первый цветок-светильник получился сразу, это была большая белая роза. Потом я сделала цветок подруге, она разместила фото светильника в инстаграме. Его увидел мужчина из Севастополя и заказал бело-золотистую розу, - рассказывает Нина.

Постепенно это хобби начало приносить деньги. Светильник-кукла стоит от 1,5 тысячи рублей, средние светильники-цветы - от 2 тысяч рублей, большие светильники в человеческий рост (букет из трех роз) - от 6,5 тысячи рублей, одна роза-светильник - 4,5-5 тысячи рублей.

О необычных аксессуарах покупатели узнают из соцсетей. Также Нина принимает участие в различных выставках и ярмарках.

- На выставке-ярмарке, которая проходила в Симферополе в рамках проекта "Сделано мамой. Сделано в России", светильниками интересовались в основном мужчины, покупали их себе домой и в качестве подарка родственницам. Они любят дарить цветы, а такие розы не завянут и будут очень долго радовать, - говорит Нина.

Она думает, как из хобби сделать успешный бизнес. Ведь если системно этим заниматься, можно иметь стабильный доход. Девушка пробовала сдавать цветы-светильники в магазины, специализирующиеся на продаже люстр. Но часто получала обратно испорченный товар - все желают их потрогать и сфотографироваться.

В планах - открытие собственной творческой мастерской, где можно будет приобрести такие цветочные светильники.

Кстати, их можно использовать для декоративного оформления интерьера, фотозоны, праздничного зала. Магнолия-светильник Нины украшает симферопольский ювелирный салон.

Ватное дело

Мама двоих детей Виктория Ворожко окончила Таврическую академию КФУ имени Вернадского, по специальности географ.

- Я никогда не хотела оказаться в бизнесе. Во время декретного отпуска пришла к мысли, что как наемный сотрудник я себя реализовала, как жена и мама тоже, нужно в себе открывать новые грани и возможности. Хотелось самореализации. Идею искала такую, чтобы я могла проявить свои организаторские и творческие способности. Меня вдохновили мои дети. Они сладкоежки и их любимое лакомство - это сладкая вата, - признается Виктория.

Для большинства потребителей сладкая вата ассоциируется с аттракционами в парке. Девушка считает, что процесс создания ваты магический и красивый, а сам десерт - это кондитерский шедевр. И здесь есть возможности для творчества.

- Почему нет ваты со вкусом лаванды или розы? Почему вату делают на белых или деревянных палочках, а не наматывают на гриссини (хлебные палочки. - Прим. ред.) или свежие фрукты? Почему вату не украшают цветами и съедобными блестками? Почему вата такого яркого розового или синего цвета? Почему она должна быть огромная? Я окунулась в поиски идеального десерта, - рассказывает Виктория.

Так и возник семейный проект "Candy&Mood или Сахарное настроение". Виктория работает над разнообразием вкусов. В сладкую вату будут добавлять сушеные ягоды, ломтики фруктов и пряности, и это позволит добиться уникальных вкусов: кокос, малина и клубника, ваниль и вишня, роза и малина, лаванда и черная смородина и другие.

- Можно придумать любого персонажа и создать его из сахарной ваты. Особой популярностью среди детей пользуются животные - зайчики, медвежата, поросята. Хочу заметить, что в России это направление весьма популярное, конкуренция большая, но в Крыму оно только зарождается. Поэтому поле для фантазии большой, - рассказывает Виктория.

В планах Виктории пройти обучение в Москве фигурной "лепке" и открыть курсы ватокатов в Крыму. Попробовать себя в этом деле смогут школьники старших классов и студенты, это даст возможность молодежи подработать в летний период, а также повысит уровень сервиса в Крыму в производстве сахарной ваты, уверенна Виктория.

Такси для дам

В конце прошлого года многодетная мама Ксения Ткаченко создала службу женского такси. Подобные машины для женщин работают по всему миру, есть они и в некоторых регионах РФ. Но на полуострове такого еще не было.

- Мысли о собственном деле были всегда, но я никак не могла решить, чем хочу заниматься. Идея женского такси родилась во время участия в федеральном образовательном проекте "Мама-предприниматель", который проходил в Крыму, - рассказывает Ксения.

По ее словам, услуги женского такси популярны среди тех, для кого религия не позволяет ездить в одном авто с незнакомыми мужчинами, а также среди мам с детьми и тех, кому просто комфортнее совершать поездки с женщиной-водителем.

Уже около 10 женщин сотрудничают с Ксенией, расширяется и география проекта. Теперь этими услугами можно воспользоваться не только в Симферополе, но и в Евпатории.

Еще один проект Ксении - "АистАкси" - служба доставки детей. На материке это называется "Автоняня". На эту услугу в Крыму есть спрос: удобно для родителей, которые не могут отправить либо забрать ребенка из школы, с тренировки, кружка.

В перспективе Ксения планирует создать свой автопарк, а также оказывать услуги по перевозке домашних животных в специальном авто. В Крыму есть в этом потребность: обычные такси отказываются возить больших собак.

Кстати

В 2018 году профессиональное обучение прошли 128 крымчанок, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Среди популярных направлений профобучения - организация и управление кадровой службой, бухгалтерский учет и налогообложение, менеджмент продаж с изучением соответствующих программ 1С, управление государственными и муниципальными закупками, пользователь ПК и Интернет, основы предпринимательской деятельности, сестринское дело, этика и психология, парикмахер и другие.

P.S.

По статистике в России в малом бизнесе около 30 процентов женщин, что существенно меньше, чем в развитых экономиках мира.

58 процентов представительниц прекрасного пола задействованы в сфере услуг, 14 процентов - в производстве, 28 процентов - в торговле.