Папа зол
Почти все действие фильма "Папа, сдохни" дебютанта Кирилла Соколова, за исключением нескольких флэшбэков, сосредоточено в одном тесном помещении. Ладно, в четырех тесных помещениях: гостиная, кухонька, спальня и ванная. Метров сорок пять, допустим. Ну, пятьдесят. В любом случае не развернуться особо. Однако ж на такой ограниченной площади с комфортом умещается весьма размашистое изобретательнейшее побоище, нафаршированное различными жанрами. Включая вестерн.
Матвей, парень с молотком, приходит к Андрею Геннадьевичу, отцу своей подруги, матерому и нечистому на руку оперу. Молоток ему нужен явно не для того, чтобы помочь полочку прибить. А для того, чтобы прибить Андрея Геннадьевича. Мотивация у Матвея сугубо благородная, он за добро. Но зло, которое с ружьем и мощнее комплекцией, дает отпор, пуская в ход, помимо боевых приемов и огнестрельного оружия, телевизор. Добро, в свою очередь, сдаваться так просто не намерено. Немцы тоже наступали. И крови в двухкомнатной квартире Андрея Геннадьевича должно пролиться еще немало, и не одну смерть увидят эти стены в самом ближайшем будущем.
Антагониста играет Виталий Хаев. Массам он известен прежде всего благодаря тому самому экспрессивному монологу из фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". Фильма, в котором был озвучен емкий и точный диагноз русскому кино в тогдашнем его состоянии. Прошло 13 лет, и все закольцевалось. Виталий Хаев - снова в образе сотрудника органов, элемент безумия из российской действительности никуда не делся (и никуда не денется), разного рода психопаты и негодяи все еще отравляют существование простым гражданам. Но все-таки жить стало ощутимо лучше, согласитесь. А диагноз русскому кино оказался не посмертным - пациент пошел на поправку.
Парня с молотком - тут, помимо очевидного "Олдбоя", нужно вспомнить недавний сериал "Уэйн", титульный герой которого с Матвеем бы точно подружился на почве общих интересов, схожих мировоззрений и пристрастий в выборе инструмента, - так вот, парня с молотком, Матвея этого, играет Александр Кузнецов. Первую свою большую роль он исполнил в премьерованном год назад "Скифе" - такой незаметной, кажется, но знаковой вехе в развитии отечественного кинематографа. На первый взгляд, у этих двух фильмов не так много общего, но именно они (в том числе) своим появлением сигнализируют о том, что в нашей стране наконец-то потихоньку формируется индустрия, где есть место не только заказным блокбастерам, социальным драмам и пошлым комедиям, но и смелым авторским вещам для нишевой аудитории.
"Папа, сдохни" - несказанная радость для всех любителей кровавых черных комедий и вообще нестандартного жанрового кино. Тем более что он наш, родной. В широком российском прокате такие жемчужины до сих пор встречаются редко, но уже не так редко, как еще несколько лет назад. И это не может не радовать. Причем данная конкретная жемчужина по всем характеристикам сравнима с мировыми аналогами. Возьмите такую культовую классику, как "Кровавый четверг". "Папа, сдохни" - ничем не хуже. Даже наоборот. Как-то добрее, честнее, что ли.
4.5