Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет

С какой-то там по счету попытки в России - ура! дождались! - появилось такое историческое фэнтези, какое надо. Небезупречное, но сочное, самобытное, мрачное, кровавое и сделанное с душой. "Скиф" называется.

Место действия - Тмутараканское княжество, век примерно, стало быть, X-XII. Какие к черту скифы в X-XII веке, спросите вы. И будете, несомненно, правы. Но, во-первых, сказано же: не все идеально гладко. Во-вторых, скифов в фильме - жалкая горстка. И в-третьих, это фэнтези. Поэтому не будем занудствовать (и вам не советуем), а пройдем далее.

У воеводы и приближенного тмутараканского князя, Лютобора, банда скифов-наемников похищает жену и только что родившегося первенца. При этом на месте преступления остается раненый воин по имени Куница, а на двери лютоборова дома - письмо с условием выкупа. А именно - убить князя. Русский воин, ясное дело, с террористами на сделку не идет, докладывая все как есть начальнику. А тот - похитрее: прикидывается умирающим, понарошку назначает подчиненного изменником, а сам отпускает и дает дополнительную миссию. Предварительно истязав и назначив за его голову огромную сумму. Такой вот хитрый-прехитрый план.

А миссия такая: Лютобору отныне требуется не только родных вызволить и охотникам за головами в лапы не угодить, но и узнать, кто этот негодяй, который возжелал кончины правителя. На подмогу рекрутируется пленный Куница, и начинается бадди-муви-квест по живописным пейзажам Крыма (которые обошлись авторам фильма званием врагов Украины).

Основная и единственная интрига фильма, как это бы помягче сказать, смехотворна. Вычислить загадочного гада способен любой, кто не опоздает на первую сцену. Сценарий - вообще слабая сторона "Скифа". Помимо прокариотического сюжета в нем присутствуют чудесные диалоги следующего, к примеру, содержания: "- Кто бросит вызов? - Я бросаю вызов! - Он не может бросить вызов, он чужак! - Арес послал нам знак, вызов брошен! - Вызов принят!" (да, и представьте еще, как кто-то с серьезным лицом это писал).

Однако соавтор сценария и режиссер Рустам Мосафир, видимо, прекрасно все понимал. "Скиф" берет другим. Всем остальным.

Для начала, нужно сказать, что Мосафир сильно вырос со времени дебюта. В 2014 году он снял истерн (ну или типа того) "Беглецы" по повести "Ведьмин ключ" сибирского писателя Глеба Пакулова, кроме прочего, что любопытно, написавшего роман-пеплум о скифах "Варвары". "Беглецы" же с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской, где последняя заголялась и перманентно безмолвствовала, получились почти несмотрибельно сырыми и вполне заслуженно прошли мимо публики. Даже упомянутые достоинства не помогли.

А "Скиф", будучи по-хорошему сугубо варварским произведением, опирается по большей части на визуальную составляющую и на взаимодействие двух главных героев. Куница, ниндзя, внешне смахивающий на разбойника Вааса из игры FarCry 3, и Лютобор, внезапная смесь былинного богатыря с марвеловским Халком, дуэт образуют немногословный, но крепкий. Достаточно крепкий, чтобы служить надежным стержнем для причудливого мира, напоминающего постапокалипсис образца "Безумного Макса" (эклектичные, с фантазией придуманные наряды на всяких странных личностях, аналог "Купола грома" в лесу) и для столь малого бюджета (150 миллионов - курам на смех) удивительно хорошо детализированного.

Разговорам по душам, которые бы способствовали более глубокому раскрытию их личностей (пф-ф), напарники предпочитают кое-что поинтереснее. Бить, колоть, резать, отрубать и отрывать головы, разрывать грудные клетки, так далее. Драки, в общем. Драки поставлены зрелищно, щедро политы кровью и посыпаны частями тел, а также их фрагментами. Жестокость - честная, добрая. Это вам не барышень в грязи насиловать.

Вообще "Скифа" следовало бы сравнивать не с предшествовавшими ему отечественными горе-фэнтези-поделками и тем более не с так называемыми "историческими блокбастерами" (не будем показывать пальцами), а с найшуллеровским "Хардкором". И даже не из-за подернутых красной пеленой брутальных сцен от первого лица (а есть тут и такие): просто эти два фильма при всей своей демонстративной незамысловатости и даже придурковатости можно уверенно считать образцовым отечественным экшн-кино. 

4.5