Что же изменилось в отношении к богатству за последние десять лет? Научных исследований на эту тему нет: богатые по-прежнему закрыты к обществу и к исследователям. Вездесущему "Форбс" так и не удалось взять интервью, к примеру, у кого-нибудь из Ротшильдов. Все наблюдения здесь субъективны, поэтому приходится полагаться на компетентность мнений.
- Я бы сказала так: богатство само по себе стало меньше выпирать, - размышляет Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. - В этой сфере высокая ротация. Сейчас в топе совершенно не те люди, корпорации и семейства, кто возглавлял рейтинг 10-15 лет назад. И в отличие от девяностых с налетом бандитской романтики или двухтысячных, когда деньги были признаком успеха, нынешнее богатство гораздо меньше кричит.
Статистически подтверждено: богатых людей не стало меньше. Поэтому, считает Малева, можно предположить, что они стали принимать социальные правила игры и не хвалиться нажитым. Начнем с того, что так вести себя попросту безопаснее. "Если раньше богатые боялись лишь правоохранительных органов, то сейчас появилось очень мощное общественное мнение в лице соцсетей", - говорит она. И это, несмотря на весь скепсис по поводу эффективности "Фейсбука" или "Твиттера", тоже усмиряет нуворишей.
"Мне кажется, продолжает экономист, - что богатые действительно в большей степени стали соотносить свои потребности с теми ожиданиями, которые сформировались в обществе".
Какие это ожидания? Да быть скромнее. По мнению Малевой, кто бы что ни говорил о конце кризиса, если судить о социальных стандартах населения, шаг назад очевиден: "И вот на этом фоне хвалиться богатством и выносить его на авансцену - это не то чтобы аморально. Про мораль говорить не будем. Это по меньшей мере признак отсутствия интеллекта". А богатые у нас какие угодно, но не глупые. Рациональные соображения говорят им: с богатством не вылезай.
О том, что казаться успешным, не значит им быть, рассказывает замечательная короткометражная кинокомедия "Успех". Посмотрев ее 8 апреля на кинофестивале РГ "Дубль дв@", вы найдете, чему удивиться и над чем посмеяться.
Лариса Паутова, ведущий аналитик ФОМа, директор проекта "Новое поколение":
- Крупнейшая маркетинговая компания GFK-Русь двадцать с хвостиком лет назад проводила исследование молодежи от 16 до 29 лет на тему демонстрации богатства. В 2018 году его повторила, представив недавно результаты.
Так вот в 1997 году 80 процентов опрошенных говорили, что открыто демонстрируют свой успех, сейчас - 34 процента! Минус 46 процентов! Это колоссальное падение!
Другая позиция "Хочу, чтобы мой успех не бросался в глаза". В конце 90-х проявлять потребительскую скромность был готов только каждый пятый - 19 процентов. Сейчас таких людей в несколько раз больше: 66 процентов. Что из этого следует? Двадцать лет назад было модно кичиться богатством: "дорого-богато", малиновые пиджаки, золотые украшения, дорогие машины. Сейчас молодежь заявляет о других ценностях: путешествия, спокойствие, творчество. Приоритеты абсолютно другие.