04.04.2019 21:21
    Поделиться

    Почему вышло из моды хвастовство богатством и успехом

    Процент людей, готовых демонстрировать свой успех, за 20 последних лет уменьшился более чем в два раза. Только 34 процента россиян готовы сегодня к этому, в 1997 году 80 процентов опрошенных открыто демонстрировали свой успех и были уверены. Российское богатство научилось не выпрыгивать из-за высоких заборов, вести себя скромнее. А тот, кто хвастает статусным авто, престижным жильем или брендовыми шмотками, на самом деле не так уж и богат. Ведь это всего лишь формальные символы богатства, ими озабочены люди с психологией мелкого буржуа, считают эксперты.
    РИА Новости

    Что же изменилось в отношении к богатству за последние десять лет? Научных исследований на эту тему нет: богатые по-прежнему закрыты к обществу и к исследователям. Вездесущему "Форбс" так и не удалось взять интервью, к примеру, у кого-нибудь из Ротшильдов. Все наблюдения здесь субъективны, поэтому приходится полагаться на компетентность мнений.

    - Я бы сказала так: богатство само по себе стало меньше выпирать, - размышляет Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. - В этой сфере высокая ротация. Сейчас в топе совершенно не те люди, корпорации и семейства, кто возглавлял рейтинг 10-15 лет назад. И в отличие от девяностых с налетом бандитской романтики или двухтысячных, когда деньги были признаком успеха, нынешнее богатство гораздо меньше кричит.

    Статистически подтверждено: богатых людей не стало меньше. Поэтому, считает Малева, можно предположить, что они стали принимать социальные правила игры и не хвалиться нажитым. Начнем с того, что так вести себя попросту безопаснее. "Если раньше богатые боялись лишь правоохранительных органов, то сейчас появилось очень мощное общественное мнение в лице соцсетей", - говорит она. И это, несмотря на весь скепсис по поводу эффективности "Фейсбука" или "Твиттера", тоже усмиряет нуворишей.

    "Мне кажется, продолжает экономист, - что богатые действительно в большей степени стали соотносить свои потребности с теми ожиданиями, которые сформировались в обществе".

    Какие это ожидания? Да быть скромнее. По мнению Малевой, кто бы что ни говорил о конце кризиса, если судить о социальных стандартах населения, шаг назад очевиден: "И вот на этом фоне хвалиться богатством и выносить его на авансцену - это не то чтобы аморально. Про мораль говорить не будем. Это по меньшей мере признак отсутствия интеллекта". А богатые у нас какие угодно, но не глупые. Рациональные соображения говорят им: с богатством не вылезай.

    P.S.

    О том, что казаться успешным, не значит им быть, рассказывает замечательная короткометражная кинокомедия "Успех". Посмотрев ее 8 апреля на кинофестивале РГ "Дубль дв@", вы найдете, чему удивиться и над чем посмеяться.

    Комментарий

    Лариса Паутова, ведущий аналитик ФОМа, директор проекта "Новое поколение":

    - Крупнейшая маркетинговая компания GFK-Русь двадцать с хвостиком лет назад проводила исследование молодежи от 16 до 29 лет на тему демонстрации богатства. В 2018 году его повторила, представив недавно результаты.

    Так вот в 1997 году 80 процентов опрошенных говорили, что открыто демонстрируют свой успех, сейчас - 34 процента! Минус 46 процентов! Это колоссальное падение!

    Другая позиция "Хочу, чтобы мой успех не бросался в глаза". В конце 90-х проявлять потребительскую скромность был готов только каждый пятый - 19 процентов. Сейчас таких людей в несколько раз больше: 66 процентов. Что из этого следует? Двадцать лет назад было модно кичиться богатством: "дорого-богато", малиновые пиджаки, золотые украшения, дорогие машины. Сейчас молодежь заявляет о других ценностях: путешествия, спокойствие, творчество. Приоритеты абсолютно другие.

    Поделиться