04.04.2019 21:06
    Поделиться

    Валерий Фокин: Театры хотят вместе работать. Никто никого не поглощает

    5 апреля состоится профессиональное обсуждение идеи создания союза двух старейших театров - Александринского и Волковского. Этот союз предполагает, с одной стороны, создание Первого национального театра, а с другой стороны - полную самостоятельность и идентичность двух легендарных театров. 5 апреля на встречу с коллективом Театра имени Волкова в Ярославль едут представители Александринки и министерства культуры России. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин накануне встречи рассказал "Российской газете", что подразумевает появление Первого российского национального театра с тремя площадками в Санкт-Петербурге, Ярославле и Москве.
    Олеся Курпяева/РГ

    Валерий Владимирович, правда ли, что Дмитрий Медведев отменил приказ министра культуры о создании Первого национального театра?

    Валерий Фокин: Нет, на самом деле премьер-министр не отменил, а приостановил - так правильно. Дело в том, что приказа еще не было, был только проект приказа, который лежал на подписи.

    Проект обсудили худсоветы в Александринке и в Волковском театре - поддержали стопроцентно. Тем не менее потом вопросы возникли. Нынешняя встреча в Ярославле даст все ответы?

    Валерий Фокин: Согласно поручению премьер-министра, которое было дано министерству культуры, мы хотим обсудить проект, и прежде всего с коллективами. Я готов к такому обсуждению. И я совершенно спокойно смотрю - если есть такая ситуация, значит, надо объяснять людям суть идеи, и объяснить, что никто никого не уничтожает и не поглощает. Будет общее собрание коллектива всего Волковского театра. В течение всего дня я буду встречаться с труппой, с творческим составом, мои коллеги из Петербурга - с работниками подразделений театра: с художественно-постановочной частью, с финансистам. 18 апреля должен выйти из отпуска губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, и я хочу еще раз поехать, чтобы встретиться с ним. Такой план. Плюс к этому 8 апреля будет встреча в СТД - я буду там обязательно, и Евгений Марчелли (художественный руководитель Волковского театра) будет, и народные артисты Александринского, и актеры Волковского театров. Ну а как же? Раз уж в Союзе театральных деятелей обсуждают нас, пусть послушают, что ведущие люди из коллективов думают на этот счет.

    После того как идея была одобрена худсоветами, мы обсуждали проект расширенным составом. В Петербурге все поддерживают идею, и театр, и власти города. В Ярославле около 80 процентов коллектива "за", а кто-то против. На мой взгляд, оттого, что не совсем верно поняли саму идею проекта.

    А чья это была идея изначально - создание Первого национального российского театра?

    Валерий Фокин: Идея шла от меня, от Евгения Марчелли, совсем не сверху. Пять лет назад на открытии новой сцены Александринки в Петербурге в присутствии министра Владимира Мединского я докладывал президенту о том, что правильно создать союз старейших театров, чтобы определить статус и возродить идею национального театра России.

    Для ярославцев это и экономически выгодный шаг: выйдя на уровень национального театра, они получают другое финансирование - гораздо выше

    Сейчас идея активизировалась еще потому, что возникла возможность создания филиала союза двух старейших театров в Москве, если будет такой союз национального театра, с получением площадки, которую еще нужно доделывать, достраивать и технически оборудовать.

    Речь идет о бывшем мхатовском проекте площадки в Коломенском, строительство которой начинал Олег Табаков?

    Валерий Фокин: МХТ отказался от нее по понятным причинам - сейчас у них другие задачи, плюс присоединение "Студии театрального искусства" Сергея Женовача. Поэтому возникла идея открыть там филиал Национального театра.

    Сейчас там сделано около 60-70 процентов. Но из-за того, что был большой перерыв, качество уже сделанного надо серьезно корректировать, чтобы года через два в Москве появилось новое супероснащенное театральное здание. Сейчас, когда Александринка приезжает на гастроли, мы же только в Художественном театре можем работать - только там есть плунжерная система, больше нигде. Это странно, но это так, хотя, казалось бы, - Москва. В Петербурге такая начинка есть и в БДТ, и в Александринке. А в Москве только в МХТ.

    И не предполагалось ни поглощения, ни "оптимизации", из-за которого начались общественные протесты в Ярославле?

    Валерий Фокин: Даже не обсуждалось никакого присоединения ради оптимизации - ни формального, ни по существу. Это не оптимизация. Формулировки все были вывернуты наизнанку, люди просто не понимают, что они говорят. Опасаются слияния, говорят, что Александринка поглотит первый русский драмтеатр. Меня вообще не интересует, первый, второй, третий, - все показывает сцена, кто первый, кто второй. Исторически - да, мы два первых театра: Волковский и Александринский. Малый театр гораздо позже возник, через пятьдесят лет. Но не в этом дело. Два театра как работали автономно со своим репертуаром и со своим режиссером, так и будут продолжать работать.

    Для чего мы этот союз хотим создать, для чего соединяемся - для того, чтобы иметь общие программы, которые свойственны одному старейшему театру и другому. Вот тут мы будем пересекаться. То есть это могут быть и постановки, и уравнивание баланса общей репертуарной палитры, потому что публика будет разная - не исключительно петербургская или ярославская. Наши режиссеры будут у них ставить, они будут к нам приезжать, я, конечно, хотел бы пригласить Евгения Марчелли. Потом у нас есть два фестиваля - Волковский и Александринский. Крупные зарубежные спектакли, которые приезжают в Санкт-Петербург, поедут и в Ярославль, то есть пойдет такой кровоток, совместная работа.

    То есть остается все, что есть, добавляются только новые возможности.

    Валерий Фокин: Все остается, куда это может деться? Как вообще можно было предположить, что разрушится театр? И речь не идет о том, что мы создаем новый бренд, а два исторических названия уничтожаем. Подразумевалось - Первый российский национальный театр, а дальше, в ту же строчку продолжение - Александринский театр, Санкт-Петербург, и Академический театр имени Волкова, Ярославль. Два бренда остаются. Я уж не говорю про здание, - никто его не отбирает, наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы и наши площадки, и их, начали работать вместе. Для ярославцев это рывок - из хорошего регионального театра они сразу получают статус национального театра. Другой статус - это самое главное. Плюс филиал в Москве, где и мы, и ярославцы можем регулярно выступать, проводить фестивали. Задачи по объединению были исключительно творческого характера. Никаких других. И поэтому жаль, когда учредитель - минкультуры - поддерживает такое творческое объединение, и вдруг оно начинает ломаться из-за ложных страхов, разных мотивов и неправдоподобных суждений.

    В чем дивиденды ярославцев?

    Валерий Фокин: Для них это экономически выгодный шаг, потому что, выйдя на уже столичный уровень национального театра, они получают другое финансирование - гораздо выше. Получают возможность лучше технически оснащать свою сцену в Ярославле, регулярно выступать в Москве, получают возможность международных гастролей, не только в регионах. Они получают возможность вообще по-другому жить. Включая и зарплаты. Все это в целом - конечно, огромный шаг и для театра, и для города Ярославля.

    А для вас? Ведь в первую очередь - это огромная нагрузка. Как вы на это решились?

    Валерий Фокин: Решился потому, что идея правильная. Шестнадцать лет работы в Александринском театре (даже чуть больше, учитывая постановку "Ревизора") дают мне внутреннюю уверенность, что создание национальной сцены - это очень важно. Нам нужно определить критерии национальной сцены. Два старейших театра имеют уникальный опыт в работе с классикой. В том разброде, когда мы не знаем, что хорошо, что плохо, где границы нового, где старого, - корневые, флагманские театры создают правильный профессиональный и даже политически важный союз. Огромная ответственность и нагрузка - это я прекрасно понимаю.

    Мы беспрерывно, уже много лет, говорим про театральную реформу, и ничего из этого не получается. Пора уже, наверное, определить какие-то уровни и решить, что конкретно делать дальше. Дело не в количестве театров, - а в том, что у нас много мертвых театров. Не в цифрах дело. Театров должно быть как можно больше. Только пусть они будут живыми. А для этого нужны новые экономические, организационные и творческие условия.

    * Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться